Но перед проведением какой – либо программы или методики по снижению агрессивности очень важно выявить причины такого поведения. Это не только облегчит работу, но и поможет достичь наилучшего результата.
В конце я хочу добавить, что мы в ответе за детей и от нас зависит, какими они вырастут. Мы должны помогать детям справляться с негативными проявлениям в их характере и делать это с открытым сердцем и душой.
Программа коррекционно-развивающих занятий «Если добрый ты…» по оказанию психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения.
Модифицированная работа была создана в сотрудничестве с социальным педагогом и психологом школы на основе работ таких авторов, как: М.И.Чистякова, С.И.Семенака, Т.П.Смирнова, К.Фопель.
Курс программы включает 21 занятие, в процессе которых классный руководитель, социальный педагог и педагог-психолог должны решать ряд важных задач:
- раскрывать сущность полярных понятий – «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;
- знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
- развивать умение видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;
- развивать эмоциональную произвольность;
- формировать конструктивные способы управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.)
В качестве основных методов и приёмов используются:
- имитационные игры;
- социально-поведенческий тренинг;
- психогимнастика;
- чтение (слушание аудиокниг) и обсуждение художественных произведений;
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
- дискуссия;
- диагностика эмоционального состояния, отношения ребёнка к обсуждаемой проблеме;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- выражение своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.
Продолжительность занятий – по 30 минут два раза в неделю в течение двух с половиной месяцев.
Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи. Для самовыражения ребёнка занятия предусматривают использование рисуночных методик, в основе которых лежит моделирование ситуации успеха и ощущения удовольствия. Решению этой задачи способствует использование доступных каждому ребёнку приёмов: например, рисование по контуру, «кляксография» и др. Каждое занятие заканчивается слушанием приятной музыки, исполнением весёлых детских песен, что, в свою очередь, способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.
Тематика и содержание занятий расширяются и дополняются в зависимости от проблем конкретных детей.
Тематическое планирование занятий
Занятие №1: Мы начинаем!
Цель занятия: попытаться раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; развивать умение дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике
Содержание (игры и упражнения):
- «Музыкальное настроение»
- «Знакомство со сказочными персонажами, игровая ситуация»
- «Беседа о добрых и злых людях»
(фрагмент м/ф «Приключения кота Леопольда»)
- «Тренинг эмоций»
- Рисование на тему «Добрый и злой»
- «Поём все вместе!»
Ответственные за исполнение: классный руководитель, социальный педагог, психолог.
Занятие №2. Наше настроение
Цель занятия: познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; развивать умение понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей
Содержание (игры и упражнения):
«Выставка картин»
- «Оценка настроению»
- «Волшебный мешочек»
- «Расскажи о своём настроении»
- Слушание рассказа «Потерялась…», беседа с детьми
- «Жмурки»
- «Рисую своё настроение»
- «Поём все вместе!»
Ответственные за исполнение: классный руководитель, социальный педагог, психолог. Занятие №3.Хорошо ли быть злым?
Цель занятия: продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» - «зло»; закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых, побуждать к оказанию помощи; учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости
Содержание (игры и упражнения): - Беседа «Почему иногда бывает плохое настроение, и как его исправить?» (с предварительным рисованием разных эмоциональных состояний близких людей)
-Игра «Цветик-семицветик»
- Этюды «Гневная гиена», «Разъярённая медведица», анализ этюдов
- «Придумывание историй»
- Слушание сказки «Заяц, петух и лиса», беседа с детьми
- Игра «Кляксы»
Полезная информация:
Нарушение лексико-грамматического строя речи
У детей с нарушениями интеллекта отмечается разной степени выраженности недоразвитие лексической стороны речи. По данным Е. В. Мальцевой, грубое недоразвитие лексики имеет место у 8,8% младших школьников, что составляет 22,5% от количества детей с ЗПР, имеющих дефекты речи.Основными характерными че ...
Развитие письменной речи у детей с нормальным
слухом
Обязательными условиями появления у нормально развивающегося ребенка потребности в речевом общении, а также успешного развития наследственно фиксированных у него речевых возможностей является, с одной стороны, сохранность его слухового восприятия, а с другой стороны его пребывание среди слышащих и ...
Исследование лексики у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
В рамках нашего исследования нами был проведен констатирующий эксперимент. Целью констатирующего исследования являлось выявление качественного своеобразия лексики русского языка и особенностей ее формирования у дошкольников с русско-черкесским билингвизмом. Для достижения цели в констатирующем иссл ...