Организационно-педагогические условия культурно-досуговой деятельности, способствующие проявлению и развитию социальной компетентности студента

Образование и воспитание » Культурно-досуговая деятельность как средство развития социальной компетентности будущего специалиста » Организационно-педагогические условия культурно-досуговой деятельности, способствующие проявлению и развитию социальной компетентности студента

Страница 1

В условиях изменившейся парадигмы образования, когда главным стало не только наличие у выпускника определённой суммы знаний, умений и навыков, а его личностные «приращения», социальная компетентность приобретает всё большую значимость.

Социальная компетентность определяет весь жизненный путь человека: включение в социум, возможность трудоустройства, создание семьи, успешность карьеры и т.д. Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах является выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых партнерами по взаимодействию .

Любой человек, работающий с людьми, включается в социальные отношения, и чем качественнее он будет подготовлен к этому, тем успешнее будет его профессиональная деятельность. Таким образом, социальная компетентность становится одним из важнейших условий профессионализма и является комплексной характеристикой специалиста, отражающей уровень развития социально-коммуникативных и индивидуальных способностей, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности. «Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, профессионального или социального, должна это учитывать. Важные виды компетентности формируются только в связи со значимыми для личности целями.»

К настоящему времени еще не сложилось окончательного определение понятия «социальная компетентность». Существует трактовка социальной компетентности как «эффективности, или адекватность, с которой индивид способен отвечать на разнообразные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается». В.Н. Кунициной предложено определение социальной компетентности «как системы знаний о социальной действительности и себе, системы сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшем способом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств».

Социальная компетентность есть интегральное личностное образование, которое соединяет в себе ценностное понимание социальной действительности, категориальные конкретные социальные знания, выступающие в качестве руководства к действию, субъектную способность к самоопределению и нормосозиданию, личностное умение осуществлять социальные технологии в главных сферах деятельности человека.

Вслед за Кунициной В.Н., под социальной компетентностью мы понимаем: систему знаний о социальной действительности и себе, систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, действуя по принципу «здесь и сейчас» извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.

Дж. Равен, говорить о том, что в число основных слагаемых компетентности входят:

1. Внутренне мотивированные характеристики, связанные с системой личных ценностей, или «виды компетентности». Сюда относятся такие качества человека, как инициатива, лидерство, непосредственный интерес к механизмам работы организации и общества в целом, а также к размышлениям об их возможном влиянии на него самого. Все эти качества зависят от наличия конкретных, специальных знаний – в противовес устаревшему общему, неспециальному знанию, которое предлагается большинством образовательных программ в настоящее время.

2. Представления и ожидания, связанные с механизмами функционирования общества и ролью человека в обществе. Под этим заголовком рассматриваются представления людей о самих себе и о той роли, которую они сами и их сотрудники играют в деятельности организации, представления о том, как работает организация и какой социальный климат способствует инновациям, формированию ответственности и развитию, а также восприятие ими тех установок, в рамках которых даются указания о направлениях и формах их деятельности.

3. Понимание терминов, описывающих отношения внутри организаций. В число таких терминов входят «руководство», «принятие решений», «демократия», «равенство», «ответственность», «подотчетность» и «делегирование ответственности».

Рассмотрим структуру социальной компетентности по Первутинскому В.Г., в неё входят: социальный интеллект; духовная зрелость; социально-профессиональная зрелость и социально-нравственная зрелость.

Соотнесём с предложенными Дж. Равеном основными слагаемыми компетентности – это внутренне мотивированные характеристики, связанные с системой личных ценностей, или «виды компетентности»; представления и ожидания, связанные с механизмами функционирования общества и ролью человека в обществе; понимание терминов, описывающих отношения внутри организаций.

Получаем модель социальной компетентности:

I. Социальный интеллект – понимание социальной ситуации, гибкое реагирование на эту ситуацию, лидерские качества, представление людей о самих себе и о той роли, которую они играют в деятельности организации;

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Понятие, факторы и причины детской агрессивности
За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления обычно связаны с понятием агрессии и агрессивности, возникающие как из внутренних (личностных), так и из внешних (с ...

“Погружение” как наиболее распространенная модель концентрированного обучения
Анализ педагогической литературы показывает, что четко понятие “погружения” практически не сформулировано. Мало того, разные авторы под этим понятием имеют в виду разные методы. Это кроме того, что одни используют это слово только в кавычках, как бы подчеркивая его условность, другие — без, а треть ...

Определение символизации
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер. Это особенно важно для дошкольников, ведь мыслительные задачи у них решают ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru