Особенности социально-педагогического сопровождения подростка в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных СМИ

Образование и воспитание » Формирование у подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ » Особенности социально-педагогического сопровождения подростка в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных СМИ

Страница 1

Из рассмотренного в 1.1 и 1.2 параграфах теоретического материала следует, что формирование культуры потребления телевизионной информации впрямую зависит от способности подростка сохранять субъектность, т.е. от умения самоидентификации своей индивидуальной социальной реальности и противостояния социально-психологическому воздействию специфической телевизионной информационной среде как разновидности надиндивидуальной реальности, воздействующей, прежде всего, на его эмоционально-волевую сферу.

Для продуктивного решения этих педагогических задач целесообразно во время социально-педагогического сопровождения подростков использовать индивидуальные, групповые и коллективные формы работы, которые позволяют выходить на интерактивный уровень субъектного взаимодействия.

Под социально-педагогическим сопровождением мы в нашем исследовании подразумеваем организацию преодоления основных социально-психологических препятствий в виде "Я-препятствия" (личностные, психофизические и интеллектуальные проблемы) и "Они-npeпятствия" (средовые, связанные с воздействие на сознание внешней социальной среды). Понятие "Я-препятствия" мы с связываем с неспособностью подростка выйти на высокий уровень критического мышления, который бы позволил ему обеспечить достаточную культуру потребления телевизионной информации.

Понятие "Они - пpепятствия" мы связываем со способностью телевизионных СМИ создавать виртуальную надындивидуальную социальную реальность, которая воздействует на его ценностное самоопределение и нормы поведения в обществе.

Учитывая это, мы принимаем за аксиому определением социально-педагогической поддержки О.С. Газмана: "Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных видах жизнедеятельности (обучении, самовоспитании, общении, образе жизни)".

А так же то, что в процессе социально-педагогического сопровождения необходимо придерживаться основных тактик межличностного взаимодействия: защита, помощь, содействие, взаимодействие. Они должны помочь обеспечить: условия психологической безопасности подростка при получении им опыта анализа содержания информации телевизионных СМИ; самостоятельность его аналитических действий; перевод проблемы некритического восприятия телевизионной информации, которая приводит к социально-психологической зависимости виртуальной действительностью, в деятельность по её разрешению.

В основе тактики защиты лежит ограждение подростка от негативных обстоятельств (или смягчение таких обстоятельств) социально-психологического воздействия информации телевизионных СМИ.

Социальный педагог во время реализации этой тактики может занять позицию "буфера", смягчающего воздействие на подростка негативных обстоятельств. Т.е. принять на себя предварительное осмысление информации, выбранной для анализа, с помощью иронии, научных фактов и прочих приемов её интерпретации, нейтрализовать негативное впечатления от получаемой во время сопровождения телевизионной информации.

Тактика помощи в большей степени, чем тактика защиты, ориентирована на активность подростка. В ее основе лежит вывод из состояния "жертвы обстоятельств" (т.е. социально-психологического программирования подростка СМИ) в состояние "встречи с проблемой". В то время как тактика защиты, как правило, обращена к внешним обстоятельствам, тактика помощи имеет целью разблокировать собственную активность и самостоятельность объекта поддержки. Для эффективной и безопасной организации тактики помощи необходимо, чтобы ее опережала тактика защиты, освобождающая "безопасное пространство" для пробы личностью подростка своих интеллектуальных сил.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Оценивание учебных достижений учащихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения
На протяжении нескольких последних десятилетий в мире растёт понимание того, что стандартная процедура экзамена, опирающаяся, как правило, на тестирование, не позволяет отразить многие компетенции, умения и навыки, которые необходимо формировать у учащихся для обеспечения их успешности в профессион ...

Процесс формирования навыков
Существует четыре основных этапа формирования навыков. 1 этап. Осмысливание навыков: обучаемый отчетливо понимает цель, то к чему он стремиться. На данном этапе обучаемый не знает способов достижения цели и при попытке выполнить действия совершает грубые ошибки. К примеру, при учении различать 1000 ...

Взаимосвязи иностранного языка с другими науками
Взаимосвязи иностранного языка с другими учебными предметами разнообразны и многофункциональны. Наиболее плодотворные пути совершенствования учебного процесса по иностранным языкам при условии использования межпредметных связей можно усматривать в совершенствовании, как содержательного плана учебно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru