Анализ таблицы 5 показал, что дети контрольной группы выполнили задание на дифференциацию звуков лучше, чем дети экспериментальной группы. Наиболее трудным для детей экспериментальной группы были задания – на дифференциацию по звонкости – глухости и – на дифференциацию шипящих – свистящих звуков. Это можно объяснить тем, что, во-первых, у детей с общим недоразвитием речи недостаточно развит словарный запас, и трудности понимания лексического значения предъявляемых слов вызывали затруднения в восприятии; во-вторых, во время выполнения заданий дети отвлекались, быстро утомлялись.
Таблица 5. Успешность выполнения заданий на исследование состояния слухо-произносительной дифференциации звуков речи
Задание |
Успешность выполнения в % | |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |
Повторение слогов в сочетании из двух слогов |
91% |
100% |
Повторение слогов в сочетании из трёх слогов |
69% |
96% |
Дифференциация по звонкости-глухости |
83% |
100% |
Дифференциация по твёрдости-мягкости |
87% |
99% |
Дифференциация шипящих-свистящих |
85% |
100% |
Дифференциация звуков р-л-й |
80% |
100% |
Исследуя особенности фонематического восприятия, нужно проанализировать состояние фонематического анализа детей. Для оценки состояния фонематического анализа детям были предложены следующие задания:
12) Выделение заданного звука из слов.
13) Выделение ударного гласного в начале слова.
14) Определение первого согласного звука в слове.
15) Определение последнего звука в слове.
16) Определение последовательности звуков в словах.
17) Определение количества звуков в слове.
Задания дети выполнили с интересом, старались быть внимательными. Выделение заданного звука из слов – дети обеих групп выделили хорошо.
Дети экспериментальной группы справились с заданием со средним баллом 28,1, а дети контрольной группы -29,9. В контрольной группе один ребёнок не сразу подал сигнал в одном слове. В экспериментальной группе таких случаев было больше. Одним ребёнком была допущена ошибка. Основная трудность в выполнении задания детьми экспериментальной группы – распределение внимания. Дети испытывали затруднения в словах, в которых не нужно подавать сигнал – хлопать в ладоши. Успешность выполнения задания детьми экспериментальной группы – 94%, контрольной - 99%.
В выделении ударного гласного в начале слова дети контрольной группы набрали средний балл – 29,9. Один ребёнок не сразу выделил звук в одном слове. Дети экспериментальной группы в этом задании набрали средний балл – 27,9. Один ребёнок справился с максимальным баллом, остальные дети затруднялись в ответе после первого предъявления и допускали одну – две ошибки.
Успешность выполнения этого задания детьми экспериментальной группы - 94%, дети контрольной группы выполнили успешнее – 99%.
Полезная информация:
Формы развития творческого потенциала личности во внеурочной деятельности по
предмету «Технология»
Внеклассная работа является продолжением и дальнейшим развитием той учебной и воспитательной работы, которая проводится с учащимися на уроке в соответствии с обязательными для всех учебными программами. Под влиянием успехов в развитии производства, науки и техники у учащихся возникают различные инт ...
Химические секреты агронома
Цели. Познакомить учащихся с отдельными агротехническими приемами и химическими процессами, лежащими в их основе; сформировать практические знания, необходимые для работы на даче или приусадебном участке. Задание 1. Ваш сосед прочел в книге для садоводов-любителей, что при посадке плодовых деревьев ...
"Внешкольная" общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР
Образование, как процесс обучения, просвещения, усвоения совокупности знаний, приобщения к культуре, в широком смысле слова является важным фактором развития цивилизованного общества и государства. Экономическое состояние общества, социально-политическая ситуация, ценностные ориентации, господствую ...