Анализ таблицы 5 показал, что дети контрольной группы выполнили задание на дифференциацию звуков лучше, чем дети экспериментальной группы. Наиболее трудным для детей экспериментальной группы были задания – на дифференциацию по звонкости – глухости и – на дифференциацию шипящих – свистящих звуков. Это можно объяснить тем, что, во-первых, у детей с общим недоразвитием речи недостаточно развит словарный запас, и трудности понимания лексического значения предъявляемых слов вызывали затруднения в восприятии; во-вторых, во время выполнения заданий дети отвлекались, быстро утомлялись.
Таблица 5. Успешность выполнения заданий на исследование состояния слухо-произносительной дифференциации звуков речи
Задание |
Успешность выполнения в % | |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |
Повторение слогов в сочетании из двух слогов |
91% |
100% |
Повторение слогов в сочетании из трёх слогов |
69% |
96% |
Дифференциация по звонкости-глухости |
83% |
100% |
Дифференциация по твёрдости-мягкости |
87% |
99% |
Дифференциация шипящих-свистящих |
85% |
100% |
Дифференциация звуков р-л-й |
80% |
100% |
Исследуя особенности фонематического восприятия, нужно проанализировать состояние фонематического анализа детей. Для оценки состояния фонематического анализа детям были предложены следующие задания:
12) Выделение заданного звука из слов.
13) Выделение ударного гласного в начале слова.
14) Определение первого согласного звука в слове.
15) Определение последнего звука в слове.
16) Определение последовательности звуков в словах.
17) Определение количества звуков в слове.
Задания дети выполнили с интересом, старались быть внимательными. Выделение заданного звука из слов – дети обеих групп выделили хорошо.
Дети экспериментальной группы справились с заданием со средним баллом 28,1, а дети контрольной группы -29,9. В контрольной группе один ребёнок не сразу подал сигнал в одном слове. В экспериментальной группе таких случаев было больше. Одним ребёнком была допущена ошибка. Основная трудность в выполнении задания детьми экспериментальной группы – распределение внимания. Дети испытывали затруднения в словах, в которых не нужно подавать сигнал – хлопать в ладоши. Успешность выполнения задания детьми экспериментальной группы – 94%, контрольной - 99%.
В выделении ударного гласного в начале слова дети контрольной группы набрали средний балл – 29,9. Один ребёнок не сразу выделил звук в одном слове. Дети экспериментальной группы в этом задании набрали средний балл – 27,9. Один ребёнок справился с максимальным баллом, остальные дети затруднялись в ответе после первого предъявления и допускали одну – две ошибки.
Успешность выполнения этого задания детьми экспериментальной группы - 94%, дети контрольной группы выполнили успешнее – 99%.
Полезная информация:
Приемы выполнения аппликации из бумаги в старшей группе
Создание аппликации — это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу ...
Двигательный режим детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями
ФГТ
Анализ официальных документов, теоретических источников по данной теме показывает, что современный выпускник дошкольного образовательного учреждения должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, высоким уровнем физической подготовленности, умением сохранять правильную осанку, пот ...
Характеристика детских церебральных параличей
В настоящие время ясно, что термин «церебральные параличи» не отражает многообразия и сущности, имеющихся при этом заболеваний неврологических нарушений, однако, его широко используют в мировой литературе, поскольку другого понятия до настоящего времени не предложено. Объединение детских церебральн ...