При подготовке к проведению психодиагностики обучающихся в старшей школе мы посчитали более приемлемыми следующие методики:
1 - исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации
2 - оценка профессионального личностного типа (по методике Голланда
3 - тип мышления
4 - выявление типа темперамента (опросник В.М.Русалова)
5 - выявление акцентуаций с помощью опросника Шмишека
6 - определение самооценки
7 - Определение уровня подготовленности для дальнейшего обучения
Для проведения диагностики предварительно была проведена анкета среди учащихся старших классов средней школы № 4 г. Экибастуза. В анкетировании приняли участие 34 ученика. С целью выявления профнамерений детям было предложено заполнить опросник (приложение А стр 55). Анализ анкет показал, что 12 человек – 35,3% опрошенных выбрали круг профессий, в которых будут пробовать свои силы; но при этом дети имеют слабое представление о том, каково основное содержание, условия и режим труда, возможность повышения квалификации. У остальных 22 учащихся – 64,7% опрошенных, определенный круг выбранных профессий еще не определен, они хотели бы попробовать свои силы в нескольких областях. Почти все опрошенные 30 человек (88,2%) ответили, что считают уровень своих знаний достаточным для того, чтобы начать обучение в избранной сфере труда. В наибольшей степени влияют на профессиональный выбор интерес к профессии и советы родителей.
Предварительная беседа – опрос помогает психологу сориентироваться в подготовке к первичной профконсультации для учащихся, их педагогов и рордителей. Очень важно также разобраться в мотивах выбора профессии.
Для проведения исследования познавательных интересов использовалась карта интересов , отражающая направленность интересов в 29 сферах деятельности и лист ответов, представляющий собой матрицу из шести колонок и двадцати девяти строк. Каждая строка соответствует одной из сфер интересов:
Таблица 2.1
Биология |
1 |
30 |
59 |
88 |
117 |
146 |
География |
2 |
31 |
60 |
89 |
118 |
147 |
Геология |
3 |
32 |
61 |
90 |
119 |
148 |
Медицина |
4 |
33 |
62 |
91 |
120 |
149 |
Легкая и пищевая промышленность |
5 |
34 |
63 |
92 |
121 |
150 |
Физика |
6 |
35 |
64 |
93 |
122 |
151 |
Химия |
7 |
36 |
65 |
94 |
123 |
152 |
Техника |
8 |
37 |
66 |
95 |
124 |
153 |
Электро- и радиотехника |
9 |
38 |
67 |
96 |
125 |
154 |
Металлообработка |
10 |
39 |
68 |
97 |
126 |
155 |
Деревообработка |
11 |
40 |
69 |
98 |
127 |
156 |
Строительство |
12 |
41 |
70 |
99 |
128 |
157 |
Транспорт |
13 |
42 |
71 |
100 |
129 |
158 |
Авиация, морское дело |
14 |
43 |
72 |
101 |
130 |
159 |
Военные специальности |
15 |
44 |
73 |
102 |
131 |
160 |
История |
16 |
45 |
74 |
103 |
132 |
161 |
Литература |
17 |
46 |
75 |
104 |
133 |
162 |
Журналистика |
18 |
47 |
76 |
105 |
134 |
163 |
Общественная деятельность |
19 |
48 |
77 |
106 |
135 |
164 |
Педагогика |
20 |
49 |
78 |
107 |
136 |
165 |
Право, юриспруденция |
21 |
50 |
79 |
108 |
137 |
166 |
Сфера обслуживания, торговля |
22 |
51 |
80 |
109 |
138 |
167 |
Математика |
23 |
52 |
81 |
110 |
139 |
168 |
Экономика |
24 |
53 |
82 |
111 |
140 |
169 |
Иностранные языки |
25 |
54 |
83 |
112 |
141 |
170 |
Изобразительное искусство |
26 |
55 |
84 |
113 |
142 |
171 |
Сценическое искусство |
27 |
56 |
85 |
114 |
143 |
172 |
Музыка |
28 |
57 |
86 |
115 |
144 |
173 |
Физкультура и спорт |
29 |
58 |
87 |
116 |
145 |
174 |
Полезная информация:
Влияние занятий спортом на физическое развитие школьников
Занятия физическими упражнениями в молодом возрасте предъявляют большие требования к физическому развитию. Поэтому при организации таких занятий необходимо особенно тщательно проводить наблюдения за влиянием различных тренировочных средств и методов на изменение физического развития занимающихся. И ...
Особенности формирования математических понятий в 5–6 классах
Всякое понятие, в том числе и математическое, является абстракцией от множества конкретных объектов, которые описываются им. В понятии отражаются устойчивые свойства изучаемых объектов, явлений. Эти свойства повторяются у всех объектов, которые объединяются понятием. Но каждый реальный объект имеет ...
Методики развития исследовательских умений у младших
школьников
Развитие исследовательских умений младших школьников осуществляется в 4 этапа, что соответствует 4 годам обучения в начальной школе. 1 этап - соответствует 1 классу. А.И.Савенков считает, что развитие исследовательских умений необходимо начинать с тренинга, который является пропедевтикой к проведен ...