Содержание деятельности:
Знакомство с коллективом класса. Установление контакта с аудиторией. Создание позитивного настроя на дальнейшее сотрудничество.
Беседа с классом на темы: "плюсы и минусы телевидения", "экранное насилие", "доступность информации", "негативные стороны влияния телевидения на сознание человека", "пропаганда безнравственного поведения, выдаваемое в телепередаче, фильме, ток-шоу за норму", "самоидентификация";
Проведение диагностики на тему "профессиональное самоопределение личности".
Проведение воспитательного мероприятия в классе на тему: "Некоторые тайны телевизионного мира".
Проведение урока на тему "индивидуально - личностное поле".
Организация просмотра презентации на тему "технология критического мышления".
Проведение интерактивной ролевой игры "Коммуникатор".
Подведение итогов проделанной работы.
Ожидаемые результаты, их социальная эффективность:
формирование у подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ способствует сохранению их субъектности, и благотворно влияет на формирование норм поведения, которые способствуют успешной социальной идентификации их личностей с современным обществом, если развиваются их коммуникативные, когнитивные (творческие), рефлексивно-деятельностные способности и эмотивные (ценностные) ориентации.
Сложности проведения исследования:
1. Налаживание контактов;
2. Замкнутость детей;
3. Организация совместной деятельности;
4. Нежелание детей проявлять активность в исследовании.
Положительные стороны в проведении исследования:
1. Дети проявляли интерес к новому, ранее неизведанному материалу;
2. Многие подростки легко выходят на контакт;
3. Активное взаимодействие между всеми участниками коллективной работы;
Ребята проявляли искреннюю заинтересованность новым для них материалом.
Эмпирическое исследование по избранной теме проводилось нами в МОУ СОШ № 24 п. Юрты, 9 "а" класс. Количество обучающихся в экспериментальной группе - 25 человек. После проведённой беседы с ребятами на тему профессиональной направленности личности выявилось, что у четырёх человек преобладает расположенность к профессиям на подобие "человек - природа", у восьми - "человек-техника", у шести - "человек - знаковая система", у троих "человек - художественный образ", у четверых "человек - человек".
Учитывая то, что развитие способностей аналитической деятельности должно начинаться с развития способностей самоидентификации, на предварительном этапе исследования в апреле 2009 года в экспериментальной группе было проведено несколько классных часов, в процессе которых с подростками проводились беседы о важности выстраивания конструктивного диалога со своим внутренним "Я".
Для проведения констатирующего и контрольного этапов исследования проведено анкетирование, в основу которого положены принципы критического мышления, разработанные Грудинской Б.Ю., Заир-Бек С.И., Муштавинской И. В
Опираясь па исследовательский опыт Н.Н. Богомоловой, И.Д. Фомичевой и В.Д. Повзун, нами была разработана комплексная диагностика, позволяющая отслеживать уровень сформированности культуры потребления телевизионной информации подростками, которая включает в себя оценку их способностей и навыков: к непосредственной и опосредованной коммуникации с авторами и зрителями; к творческой интерпретации содержания информации; к поиску причинно-следственных связей, построению логических выводов при анализе информации; к объективной оценки собственной аналитической деятельности и нравственно-эстетической деятельности телевизионных СМИ.
Ведущей методом в процессе формирующего этапа исследования было рефлексирующее (формирующее) анкетирование. Это количественно - качественный метод, предложенный исследователем В.И. Ильиным. Суть его заключается в том, что анкетирование разделено на три этапа: предварительный, основной, рефлексивный. Каждый из этих этапов позволяет собрать определённую информацию, которую исследователь качественно интерпретирует не только на основе собственного анализа, но и коллективной рефлексии участников анкетирования в форме эвристической беседы, которую проводит социальный педагог с аудиторией после каждого этапа исследования, используя прием "погружения" (от более простого суждения к более сложному). Уровень "погружения" - коллективной рефлексии - усложняется (углубляется) от этапа к этапу.
Кроме анкетирования в процессе всего исследования (т.е., соответственно, не констатирующем и контрольных этапах) так же активно использовался метод наблюдения, как способ изучения психических особенностей подростков на основе фиксаций их поведения.
Беседа, как форма коллективного рефлексирования, применялась в ходе эксперимента на постоянной основе в виде эвристической беседы, которая позволяла включить в активное интерактивное взаимодействие партнеров по общению.
Полезная информация:
Содержание и методика проведения формирующего эксперимента
Выявив особенности усвоения детьми морфологической стороны речи, перешли к формирующему эксперименту, цель которого - закрепить навыки, усвоенных детьми, морфологических категорий, исправить пробелы в усвоении детьми некоторых грамматических конструкций в речи детей. Группа детей была разделена на ...
Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования
Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность: - государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; - имеющ ...
Дифференцированный подход в обучении английскому
языку
Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в школе является дифференцированный подход в обучении. Нельзя назвать эту проблему новой, но, думается, далеко не полностью раскрыто все многообразие ее сторон, вся значимость ее при решении задач активизации процесса о ...