Описанные в данном параграфе методики эмпирического исследования, позволили отследить уровень и динамику развития культуры потребления информации участниками экспериментальной группы.
В заключение предварительного этапа исследование нами было проведено специальное занятие, посвященное освоению технологии самоанализа разработанной исследователем В.И. Ильиным. По заданному алгоритму члены экспериментальной группы предприняли попытку индивидуальной самоидентификации, проясняя для себя ключевые положения, входящие в это понятие.
Полученные результаты констатировали, что у ребят существует определенная проблема с развитием культуры критического мышления. Отсутствия её мешает им дать адекватную, объективную оценку своим социальным действиям и поступкам, а так же конструктивно оценивать происходящие события в их жизни и жизни общества, в том числе и виртуальной реальности, которую конструируют телевизионные СМИ.
На констатирующем этапе исследования нами была проведена комплексная эксперсс-диагностика, разработанная на основе психолого-педагогических технологий, применяемых в практике научно-практической деятельности известными специалистами в области деятельности СМИ
Полученные данные позволяют говорить о том, что у ребят, входящих в состав экспериментальной группы был низкий уровень сформированности культуры потребления телевизионной информации, ввиду низкого уровня или отсутствия навыков и умений коммуникации, творческого осмысления информации, применения имеющихся знаний в процессе мыслительной деятельности, ценностного определения содержания информации.
В процессе формирующего этапа эксперимента нами были применены различные интерактивные и аналитические формы и методы, направленные на повышение уровня культуры потребления информации ребят, входящих в состав экспериментальной группы.
В ходе бесед обсуждались следующие темы: "плюсы и минусы телевидения", "экранное насилие", "доступность информации", "негативные стороны влияния телевидения на сознание человека", "критическое мышление", "пропаганда безнравственного поведения, в процессе телепередач, художественных фильмов, ток-шоу и т.п. за норму", "индивидуально-личностное поле", "самоидентификация".
Основной формой работы, которая была применена нами на формирующем этапе исследования было рефлексирующее (формирующее) анкетирование, разработанная по технологии В.И. Ильина которая предполагала погружение в проблему на трех уровнях предварительном, основном и рефлексивном.
На контрольном этапе исследования, используя диагностическую методику, которую мы применяли на констатирующем этапе, мы вновь замерили уровень сформированности культуры потребления информации телевизионных СМИ. Результат - 45% сформированности.
Полученные результаты эмпирического исследования нам позволяют сделать вывод о том, что социально - педагогическое сопровождение подростков в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных СМИ способствует сохранению их субъектности, и благотворно влияет на формирование норм поведения, которые способствуют успешной социальной идентификации их личностей с современным обществом.
Использованные нами в ходе исследования формы и методы социально - педагогического сопровождения легли в основу создания специальной программы.
Актуальность нашего исследования была обусловлена необходимостью социально - педагогического сопровождения подростков в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных СМИ.
В связи с выявленной проблемой в исследовании нами решались задачи, позволившие нам достичь поставленной цели: определить формы и методы повышения культуры потребителей телевизионной информации, которые стали основой разработки специальной программы для подростков.
В теоретической части исследования нами было рассмотрено: потребление телевизионной информации как коммуникация и социальное взаимодействие, телевизионные СМИ как фактор влияния на формирование норм поведения подростков, особенности социально-педагогического сопровождения подростка в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных СМИ.
Нами было определено, что информация как товар имеет важный социально-психологических смысл, т.к. распространение этого товара есть не только способ удовлетворения человеческих утилитарных потребностей в развлечении, получении знаний и т.п., но и "способ направления их действиями через управления их впечатлениями".
Культура потребления, в свою очередь, не врожденное социальное качество личности, а приобретаемое, формируемое в процессе взаимодействия индивидуальной реальности этой личности с многочисленными формами надындивидуальных реальностей. Одной из таких социально значимых надындивидуальных реальностей является различная информационная продукция телевизионных СМИ. Задача социального педагога помочь подростку найти адекватные формы такого взаимодействия с ней, которые помогли бы повысить культуру потребления информации, транслируемой телевизионными СМИ.
Полезная информация:
Профессионализм учителя
Существует различное понимание роли учителя: одни видят в нем простого преподавателя конкретного учебного предмета, другие - педагога, воспитателя и наставника молодежи, человека, способствующего становлению личности ученика. Самообразование в широком смысле слова - это совершенствование своих знан ...
Формирование и особенности воспитательной системы
Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте и технике. Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основа ...
Развитие теории методов обучения в дидактике. Метод как
многомерное явление в учебном процессе
Методы обучения - категория историческая. История школы свидетельствует о том, что в разные периоды ее развития цели обучения менялись и дополнялись в соответствии с господствовавшими социальными целями и мировоззрением. Так, во времена феодализма единственной задачей официальной школы ставилось ус ...