На основе проведённых исследований в области социально - педагогического сопровождения подростков в процессе формирования у них культуры потребления информации телевизионных СМИ нами была разработана программа исследования на базе МОУ СОШ №24 п. Юрты.
Цель данной программы: создание эффективной системы мероприятий по формированию культуры потребительского поведения подростков для продуктивного усвоения содержания информации телевизионных СМИ.
Данная программа основана на использовании ролевых игр, тренингов, коллективного просмотра видеоматериалов, с целью анализа и обсуждения спорных фрагментов и т.д.
Задачи:
Создать атмосферу сотрудничества в коллективе класса;
Произвести сбор и анализ данных об общем уровне сформированности критического мышления школьников;
Провести информирующую работу по вопросам потенциальной угрозы телевизионной информации для сознания человека;
Провести ряд целенаправленных мероприятий по формированию культуры потребительского поведения у школьников.
Основные направления деятельности:
1. Социально - педагогическое сопровождение подростков в процессе формирования культуры потребительского поведения;
2. Консультационно-профилактическая работа с родителями и педагогическим коллективом.
Первое направление деятельности предполагает работу с детьми по повышению у них уровня критического мышления, развитию навыков анализа и синтеза информации, формированию потребительского поведения, совместному обсуждению вопросов по теме.
Второе направление деятельности под собой подразумевает различные формы взаимодействия консультационно-профилактического характера, направленные на формирование культуры потребления информации телевизионных СМИ у педагогического коллектива и родителей учеников методом тренинговых занятий.
Формы работы:
1. Индивидуальные;
2. Групповые;
3. Коллективные;
Методы работы:
Наблюдение (используется с целью сбора информации о поведении обучающихся, а так же выявления их особенностей);
Беседа (используется с целью обсуждения различных вопросов по теме, а так же выявления мнений обучающихся);
Интервьюирование (метод индивидуальной работы с человеком, которому предстоит ответить на ряд заранее спланированных вопросов по определённой теме);
Анкетирование (при помощи этого метода реализуется необходимость в получении количественных и качественных характеристик определённого явления);
Тренинговые занятия (проведение тренингов необходимо для информированности обучающихся по выбранным темам);
Воспитательные мероприятия в форме группового решения проблемы (проводятся с целью интерактивного взаимодействия обучающихся, сплочённости коллектива);
Коллективный просмотр видеоматериалов (необходим для выявления спорных фрагментов, кадров, эпизодов с целью анализа);
Ролевые игры (этот метод имеет особенную важность, т.к. его использование формирует у обучающихся умения адаптироваться к различным социальным ролям).
Этапы реализации программы:
№ |
Количество часов |
Проводимые занятия |
Цель |
Вид деятельности |
1 |
1 час |
Знакомство |
Установление контакта с группой, сплочение группы, создание доброжелательной атмосферы в классе. |
Коммуникативный тренинг |
2 |
1 час |
Беседа с классом на темы: "плюсы и минусы телевидения", "экранное насилие", "доступность информации", "негативные стороны влияния телевидения на сознание человека" |
Проинформировать группу о касающихся проблемах |
Лекция, дискуссия, беседа |
3 |
2 часа |
Беседа с классом на темы: "пропаганда безнравственного поведения, выдаваемое в телепередаче, фильме, ток-шоу за норму", "самоидентификация", "профессиональное самоопределение" |
Определить профессиональную направленность обучающихся, их социальные роли, жизненные ценности, формировать критическое отношение к телевизионной информации |
Лекция, групповое обсуждение, диагностика определения профессиональной направленности личности |
4 |
1 час |
Проведение воспитательного мероприятия в классе на тему: "Некоторые тайны телевизионного мира" |
формировать критическое мышление у школьников по отношению к телевизионным программам и фильмам для желаемого просмотра |
воспитательное мероприятие |
5 |
1 час |
Проведение урока на тему "индивидуально - личностное поле" |
самоопределение |
Лекция, беседа |
6 |
1 час |
Организация просмотра презентации на тему "технология критического мышления" |
формирование критического мышления |
Презентация |
7 |
1 час |
Проведение интерактивной ролевой игры "Коммуникатор" |
интерактивная ролевая игра | |
8 |
1 час |
Рефлексирующее занятие |
Подведение итогов проделанной работы |
Тренинговое занятие |
Полезная информация:
Психологическая помощь старшеклассникам по инициативе психолога
Несмотря на утвердившиеся представления о старшеклассниках как о людях, полностью обращенных в будущее, можно найти немало свидетельств их поглощенности настоящим. Даже самоопределение, хотя и направлено всеми своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется все же как самоопределение ...
Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста
В своем развитии ребенок проходит ряд этапов, или возрастных периодов, а именно: младенчество (от рождения до одного года); раннее детство (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); младший школьный возраст (от 7 до 10–11 лет); подростковый, или средний школьный возраст (от 10–11 до ...
Основные особенности личностно ориентированного урока
Цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели: · Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; · Создание атмосферы заинтересованности к5аждого ученика в ...