Реализация тактик зашиты и помощи обеспечивает переход к тактикам содействия и взаимодействия. Предпосылками такого перехода являются:
а) преодоление личностью подростка в объективном и субъективном плане позиции "жертвы обстоятельств";
б) наличие стабильного эмоционально-психологического состояния;
в) формирование адекватной самооценки своих аналитических действий.
Тактика содействия направлена на поддержку подростка в ситуации выбора и предполагает расширение социального опыта его социального осмысления телевизионной информации на основе: формирования представлений о реально существующих альтернативах; погружения в процессы конструирования, анализа и оценки имеющихся альтернатив; осознания оснований своего собственного выбора объекта и предмета исследования (телевизионной информации, конкретных телевизионных программ, каналов и пр.); реализации определенной стратегии поведения в процессе межличностного общения (например, в семье, со сверстниками) в соответствии со сделанным выбором. Содействие позволяет получить опыт рефлексивной деятельности в условиях выбора. Реализуя тактику содействия, социальный педагог, занимает по отношению к подростку позицию своеобразного "рефлексивного зеркала", отражающего его поведение и установки. Для этого он использует следующие приемы:
воспроизведение основных мыслей подростка, прозвучавших в процессе его рассуждений о содержании телевизионной информации, позволяющее ему услышать самого себя "со стороны";
осуществление инверсии (перестановки, преобразования) как средства возвращения объекту сопровождения противоречий, содержащихся в его рассуждениях.
Тактика взаимодействия используется, когда подросток готов самостоятельно анализировать содержание телевизионных программ и последствия воздействия на его личность социально-психологического воздействия, транслируемой телевизионными СМИ информации, но ему необходима помощь со стороны социального педагога для адекватной самоидентификации.
Таким образом, представляется очевидным, что трудность формирования культуры потребления подростками телевизионной информации СМИ связана, прежде всего, с ростом самосознания подростка. В этот период его уровень самосознания определяется уровнем требования подростков к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.
И.С. Кон подметил: "Рост самосознания и интереса к собственному "Я" у юношей связан не только с половым созреванием, как считала биогенетическая школа в психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это происходит теперь то, прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным симптомом, знаком повзросления, возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопрос: "Кто Я?".
В этот период происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то есть самосознание.
Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных и драматических переживаний.
Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское "Я" ещё неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить.
Полезная информация:
Особенности состояния словаря антонимов
Последняя группа заданий была направлена на исследование словаря антонимов. Задания данной группы не вызвали затруднений практически ни у кого из обследованных детей. Все дети хорошо справились с заданием, подбирая большое количество слов - антонимов. Единичные ошибки были у детей экспериментальной ...
Целостность процедуры аккредитации образовательного учреждения
Аккредитация образовательного учреждения – это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью ...
Система воспитания подрастающего поколения
Говоря о системе воспитания детей и подростков Пермской области можно выделить те же проблемы и тенденции, что характерны для страны в целом. Это и недостаточное финансирование, и проблема "город-деревня", и неполная занятость ребенка в свободное время, а главное во многом неустойчивость ...