Особенности социально-педагогического сопровождения подростка в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных СМИ

Образование и воспитание » Формирование у подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ » Особенности социально-педагогического сопровождения подростка в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных СМИ

Страница 2

Реализация тактик зашиты и помощи обеспечивает переход к тактикам содействия и взаимодействия. Предпосылками такого перехода являются:

а) преодоление личностью подростка в объективном и субъективном плане позиции "жертвы обстоятельств";

б) наличие стабильного эмоционально-психологического состояния;

в) формирование адекватной самооценки своих аналитических действий.

Тактика содействия направлена на поддержку подростка в ситуации выбора и предполагает расширение социального опыта его социального осмысления телевизионной информации на основе: формирования представлений о реально существующих альтернативах; погружения в процессы конструирования, анализа и оценки имеющихся альтернатив; осознания оснований своего собственного выбора объекта и предмета исследования (телевизионной информации, конкретных телевизионных программ, каналов и пр.); реализации определенной стратегии поведения в процессе межличностного общения (например, в семье, со сверстниками) в соответствии со сделанным выбором. Содействие позволяет получить опыт рефлексивной деятельности в условиях выбора. Реализуя тактику содействия, социальный педагог, занимает по отношению к подростку позицию своеобразного "рефлексивного зеркала", отражающего его поведение и установки. Для этого он использует следующие приемы:

воспроизведение основных мыслей подростка, прозвучавших в процессе его рассуждений о содержании телевизионной информации, позволяющее ему услышать самого себя "со стороны";

осуществление инверсии (перестановки, преобразования) как средства возвращения объекту сопровождения противоречий, содержащихся в его рассуждениях.

Тактика взаимодействия используется, когда подросток готов самостоятельно анализировать содержание телевизионных программ и последствия воздействия на его личность социально-психологического воздействия, транслируемой телевизионными СМИ информации, но ему необходима помощь со стороны социального педагога для адекватной самоидентификации.

Таким образом, представляется очевидным, что трудность формирования культуры потребления подростками телевизионной информации СМИ связана, прежде всего, с ростом самосознания подростка. В этот период его уровень самосознания определяется уровнем требования подростков к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.

И.С. Кон подметил: "Рост самосознания и интереса к собственному "Я" у юношей связан не только с половым созреванием, как считала биогенетическая школа в психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это происходит теперь то, прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным симптомом, знаком повзросления, возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопрос: "Кто Я?".

В этот период происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то есть самосознание.

Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных и драматических переживаний.

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское "Я" ещё неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Возможности театрализованной деятельности в формировании выразительности речи у старших дошкольников
Процесс формирования выразительности речи выступает перед дошкольником как особая область объективных отношений, которую он постигает в процессе практического использования языка, в некотором смысле, система языка «извлекается ребёнком» из речи окружающих людей. Особая роль в процессе формирования ...

Формирование связной монологической речи в онтогенезе
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связно с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В.В. Воробьева прослеживает генетическое развитие связной речи, которая формируется на базе ситуативного общения и постепенно от диалога перехо ...

Наблюдение за поведением. значение наблюдения и его признаки
"Наблюдение — основной метод общественных наук, занимающихся эмпирическими исследованиями, и педагогики". Наблюдение за поведением является основным методом и педагогической диагностики. Педагоги могут пользоваться этим методом практически постоянно, в то время как все остальные методы на ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru