К.А. Тарасов приводит "пять типов последствий восприятия экранного насилия и четыре концепции, объясняющие их.
Первый тип - катарсис. В его основе лежит представление о том, что неудачи индивида в повседневной жизни вызывают у него состояние фрустрации и развивающееся отсюда агрессивное поведение. Если оно не реализуется через восприятие соответствующих героев популярной культуры, то может проявиться в антисоциальном поведении.
Второй тип последствий - формирование готовности к агрессивным действиям. Подобная связь получила свое отражение в "теории стимулирующего воздействия". Имеется в виду установка на агрессивное поведение, происходящая в результате, с одной стороны, возбуждения зрителя от сцен насилия, а с другой - представления о допустимости насилия в межличностных отношениях под влиянием сцен, в которых оно выступает как нечто вполне оправданное.
Третий тип и связанная с ним теория - научение посредством наблюдения. Имеется в виду, что в процессе идентификации с киногероем зритель вольно или невольно усваивает определенные образцы поведения. Информация, полученная с экрана, в дальнейшем может быть использована им в реальной жизненной ситуации. Вывод из этой теории весьма пессимистичен: обращение к популярной культуре, изобилующей агрессивными персонажами, повышает вероятность антисоциального поведения.
Четвертый тип последствий - закрепление существующих у зрителей установок и образцов поведения.
Пятый тип - это не столько насильственное поведение, сколько эмоции - страхи, беспокойство, отчужденность.
В контексте нашего исследования в понятие "экранное насилие" вкладываем более широкое содержание - насилие над свободной волей подростка, опосредованное воздействие на его интеллект через эмоции, навязанное ему социально-психологическое программирование норм поведения. Эти нормы могут быть положительными или отрицательными. Но сам факт "насилия" неизбежно деформирует процесс самоидентификации, будет способствовать его психологической зависимости от ценностной деятельности телевидения и это, в свою очередь, приведёт к постепенной потери субъектности его личности.
Учитывая это, в данной теории мы принимаем то, что телевидение, создает некую символическую среду, куда люди погружаются с детства. Среда формирует представления о реальной действительности, культивирует определенную картину мира. Подростку в той или иной степени кажется, что реальный мир таков же, как на телеэкране. В той мере, в какой это происходит, он в повседневной жизни проявляют страх, беспокойство и отчужденность от других.
Процесс распространения информации телевизионными СМИ с неизбежностью включает в себя и процесс распространения отношения, как к ней, так и к тому, кто её транслирует. Поэтому и телевизионные СМИ как информационный канал, и информация как основное содержание их деятельности - процесс передачи не только сведений, знаний, но и сопряженных с определенными ценностями идей, стимулирующих принятие и усвоение определённых норм и образцов поведения в обществе.
Полезная информация:
Роль учителя в формировании самооценки
В школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях (которая, в свою очередь, соотносится со школьной успеваемостью). Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если принять во внимание ...
Письменная речь в онтогенезе
Письменная речь – вид умственной деятельности. Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письме ...
Нравственное воспитание младших школьников
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездух ...