Для телевидения как средства передачи информации характерны два эстетико-психологических измерения: мозаичность (когда каждое из сообщений как бы выступает само по себе в виде относительно завершенного фрагмента, не связанного четкими причинно-следственными отношениями с другими элементами программы) и резонанс (взаимодействие отдельных точек этой мозаики, внелогичное, нелинейное сведение их воедино в сознании аудитории). Та и другая особенность телевидения повышает значение сиюминутного воздействия на восприятие человека. На таком воздействии как бы цепи мгновенных прикосновений к сознанию и делается ставка. Это эмоциональное воздействие, сводящееся по сути дела к скрытому духовному насилию над сознанием огромных масс людей. Не важно кого преподносит реклама - мыло или президента. Ее мозаичная пестрота должна в считанные секунды создавать вполне определенный точно найденный образ, чтобы на этой основе управлять поведением аудитории . Учитывая это, некоторые исследователи, например, Т. Дичев, В. Лазуткин не без основания утверждают, что телевидение превратилось в оружие "массового психопрограммирования" и даже "угрозу национальной безопасности". Обосновывая свою позицию они утверждают, что телевидением применяется не метод убеждения и логики, основанный на законе свободной воли, а тотальная гипнотизация, воздействие на подсознание, т.е. внушение.
телевизионная информация подросток культура
Особенностью массового внушения посредством телевидения, по их мнению, заключается в том, что члены коллективов взаимно влияют друг на друга и создается общая целевая установка, появляется специфический психологический климат. Во время телепередач используются так называемые фразы-кувалды, которые действуют на определенные центры мозга, и человек после этого неосознанно совершает определенные "заданные" его подсознанию поступки. Он совершает их неосознанно, запрограммировано. Древняя техника гипнотизации, утверждает Тодор Дичев, вынесена на телеэкран и вошла в каждую квартиру. Суть такого состояния - это гипноз наяву в состоянии бодрствования. Создается так называемая "виртуальная реальность", в которую человек верит. Особенно эффективно это срабатывает, когда форма совпадает с внутренними установками. Форма образует информационный канал, а эмоции наполняют мыслеформу энергией, поэтому сильная эмоциональная окраска в условиях доверия передается неотвратимо.
Можно достичь такого состояния, что человек будет выполнять любые команды и установки. Главный психотехнический прием индукции - это вставка в речь фиксирующих кодирующих сообщений. Это называется "ловушка для сознания". С человеком можно делать все, что угодно, и он не будет помнить, что с ним было. Человек будет совершать любые внушенные действия, хотя внешних признаков транса не будет никаких. Это называется внушением положительных или отрицательных галлюцинаций. Человек - это био-социо-духовная сущность, это сочетания сверхсознания, или интуиции, - сознания, или интеллекта и подсознания, или инстинктов. Техника воздействия состоит в том, чтобы усыпить высшее "я" человека, блокировать сознание и раздуть инстинкты. Это уже будет другая личность, по существу, социальное животное. И действительно, если внимательно посмотреть на работу телевидения, становится ясно, что оно работает в постоянном режиме психокодирования, внушения нужных установок. Суть такого воздействия заключается в смене логики социального поведения.
Полезная информация:
Последствия наркомании: психическая и
физическая зависимость
Употребление наркотических веществ приводит к зависимости от них, то есть формируется наркомания - хроническое психическое заболевание. Сроки развития коротки, например, достаточно 3-5 инъекций для того чтобы человек стал наркоманом. Вся жизнь и мысли таких людей сконцентрированы на наркотиках - на ...
Характеристика специфики развития внимания у старших
дошкольников
Данная проблема рассматривается В.Я. Романовым и Ю.Б. Дормашевым. Основная трудность, возникающая на пути научного исследования внимания, состоит в чрезвычайном разнообразии его проявлений и, как следствие, неоднозначности приписываемых ему функций. К субъективным явлениям внимания традиционно отно ...
Программно-целевое моделирование содержания образования на уровне предмета: от содержания курса к содержанию темы и урока
Успехи и неудачи учителя на уроке закладываются задолго до того, как прозвенел звонок, в ходе подготовки к новому учебному году. Это изучение программ по предметам, учебников, методической литературы; определение системы ведущих знаний, способов деятельности, компетентностей, которые должен усвоить ...