Рис. 6, 7, 8. Некоторые из глаголов, классифицирующих конкретные цели
Содержание целей
Содержание образовательных целей разделяется на 6 следующих уровней:
УРОВНИ СОДЕРЖАНИЯ |
ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
ФАКТЫ |
Факты — независимые элементы содержания образования, например, имена, даты, названия мест, символы, назначения |
ПОНЯТИЯ |
Понятия — это абстракции или обобщения, указывающие на общие места, характерные для ряда фактов. |
ОТНОШЕНИЯ |
Отношения — это единичные непрерывные связи между двумя понятиями или параметрами понятий |
СТРУКТУРЫ |
Структуры — множественные связи между понятиями, часто изображаемыми в виде схемы |
МЕТОДЫ |
Методы — это четко определенные способы работы в нескольких структурах, технических средах или производственных процессах для решения или выполнения задачи |
ПОЗИЦИИ |
Позиции — это взаимосвязанные методы на физическом или ментальном уровне, показывающие конкретные и соответствующие поведенческие аспекты этих методов |
Рис. 9. Уровни содержания
3.4.3 Возможность переходности целей
Для отражения того факта, что достижение неких профессиональных целей также вносит вклад в другие поведенческие аспекты, будет полезно в виде классификации указать на переходность целей на другие области поведения.
В этом смысле, профессиональные цели могут:
1. относиться исключительно к одной профессиональной сфере;
2. переходить на смежные профессиональные сферы;
3. переходить в область общего применения.
Примеры:
Колебания частот относятся только к области телекоммуникаций (1).
Логистика в автогараже может также переноситься на логистику в больнице (2).
Особенности чтения каталога переходят на все виды изучения каталогов (3).
Классификацию образовательных целей можно представить визуально в виде трехмерной модели — куба профессора де Блока.
Каждая конкретная цель теперь может быть классифицирована посредством кода из трех цифр. Первая цифра означает уровень поведения, вторая — уровень содержания, третья — уровень переходности.
Таким образом, цель — «обучаемый должен уметь объяснить связь между трудом и производительностью» имеет классификационный код 2.3.3, так как «объяснение» требует «понимания» (2) в данном виде «позиций» и может быть адаптировано для нескольких профессиональных областей и общего применения (3).
Итак, образовательные цели могут быть реализованы следующим образом:
РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА | ||||
ЦЕЛИ |
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ |
ПЛАН ОТДЕЛЕНИЯ (ФАКУЛЬТЕТА) |
ПРЕДМЕТНЫЙ ПЛАН |
ПЛАН УРОКА |
Общие или национальные |
Х |
Х | ||
Промежуточные |
Х |
Х | ||
Конкретные |
Х |
Рис. 11. Реализация разработки плана
3.5 Конечные и промежуточные цели
Термин «Промежуточная цель» может использоваться в процессе разработки как связующее звено между общими и конкретными целями. Но этот термин также может употребляться как дидактический прием для реализации конкретной цели.
Это можно проиллюстрировать на кубе де Блока, но двухмерная модель классификации целей легче для понимания.
ЦЕЛИ |
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 1 |
ПЛАН ОТДЕЛЕНИЯ (ФАКУЛЬТЕТА) 2 |
ПРЕДМЕТНЫЙ ПЛАН 3 |
ПЛАН УРОКА 4 |
6. Позиции | ||||
5. Методы |
Конечная цель (3.5) | |||
4. Структуры |
1.6 | |||
3. Отношения |
1.4 |
1.5 | ||
2. Понятия |
1.3 | |||
1. Факты |
1.1 |
1.2 |
Полезная информация:
Разработка проекта «Формирование системы информационного образования школьников
МОУ «Сахарозаводская сош»
Проект Школа и библиотека есть альфа и омега образования» Доминго Ф. Сармиенто Проблема: Отсутствие системы информационного образования школьников. Определение: Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знан ...
Теоретическая поддержка темы «Природные источники углеводородов»
Нефть. Керосин. бензин Нефть – жидкое горючее ископаемое, добываемое из недр Земли. Нефть представляет собой нерастворимую в воде коричневую или черную маслянистую жидкость легче воды (плотность 0,75–0,95 г/мл). Она содержит 83–87% углерода и 11–14% водорода. Нефть состоит из углеводородов – алкано ...
Пересказы текстов как важнейшее средство развития устной речи учащихся
Огромное место в становлении речи учащихся исходных классов занимают пересказы разных текстов. Отражение прочтенного является одной из главных форм работы учащихся над учебным материалом и одним из результативных приёмов становления мышления и речи. В связи с этим довольно значительным является воп ...