Рис. 6, 7, 8. Некоторые из глаголов, классифицирующих конкретные цели
Содержание целей
Содержание образовательных целей разделяется на 6 следующих уровней:
УРОВНИ СОДЕРЖАНИЯ |
ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
ФАКТЫ |
Факты — независимые элементы содержания образования, например, имена, даты, названия мест, символы, назначения |
ПОНЯТИЯ |
Понятия — это абстракции или обобщения, указывающие на общие места, характерные для ряда фактов. |
ОТНОШЕНИЯ |
Отношения — это единичные непрерывные связи между двумя понятиями или параметрами понятий |
СТРУКТУРЫ |
Структуры — множественные связи между понятиями, часто изображаемыми в виде схемы |
МЕТОДЫ |
Методы — это четко определенные способы работы в нескольких структурах, технических средах или производственных процессах для решения или выполнения задачи |
ПОЗИЦИИ |
Позиции — это взаимосвязанные методы на физическом или ментальном уровне, показывающие конкретные и соответствующие поведенческие аспекты этих методов |
Рис. 9. Уровни содержания
3.4.3 Возможность переходности целей
Для отражения того факта, что достижение неких профессиональных целей также вносит вклад в другие поведенческие аспекты, будет полезно в виде классификации указать на переходность целей на другие области поведения.
В этом смысле, профессиональные цели могут:
1. относиться исключительно к одной профессиональной сфере;
2. переходить на смежные профессиональные сферы;
3. переходить в область общего применения.
Примеры:
Колебания частот относятся только к области телекоммуникаций (1).
Логистика в автогараже может также переноситься на логистику в больнице (2).
Особенности чтения каталога переходят на все виды изучения каталогов (3).
Классификацию образовательных целей можно представить визуально в виде трехмерной модели — куба профессора де Блока.
Каждая конкретная цель теперь может быть классифицирована посредством кода из трех цифр. Первая цифра означает уровень поведения, вторая — уровень содержания, третья — уровень переходности.
Таким образом, цель — «обучаемый должен уметь объяснить связь между трудом и производительностью» имеет классификационный код 2.3.3, так как «объяснение» требует «понимания» (2) в данном виде «позиций» и может быть адаптировано для нескольких профессиональных областей и общего применения (3).
Итак, образовательные цели могут быть реализованы следующим образом:
РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА | ||||
ЦЕЛИ |
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ |
ПЛАН ОТДЕЛЕНИЯ (ФАКУЛЬТЕТА) |
ПРЕДМЕТНЫЙ ПЛАН |
ПЛАН УРОКА |
Общие или национальные |
Х |
Х | ||
Промежуточные |
Х |
Х | ||
Конкретные |
Х |
Рис. 11. Реализация разработки плана
3.5 Конечные и промежуточные цели
Термин «Промежуточная цель» может использоваться в процессе разработки как связующее звено между общими и конкретными целями. Но этот термин также может употребляться как дидактический прием для реализации конкретной цели.
Это можно проиллюстрировать на кубе де Блока, но двухмерная модель классификации целей легче для понимания.
ЦЕЛИ |
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 1 |
ПЛАН ОТДЕЛЕНИЯ (ФАКУЛЬТЕТА) 2 |
ПРЕДМЕТНЫЙ ПЛАН 3 |
ПЛАН УРОКА 4 |
6. Позиции | ||||
5. Методы |
Конечная цель (3.5) | |||
4. Структуры |
1.6 | |||
3. Отношения |
1.4 |
1.5 | ||
2. Понятия |
1.3 | |||
1. Факты |
1.1 |
1.2 |
Полезная информация:
Лексико-семантический аспект русской речи черкесов
Если интерференция на фонетическом уровне в русской речи черкесов проявляется в материальных, физических единицах речи, но не ведёт к искажению смысла, то отклонения от лексико-семантических норм русского литературного языка ведут непосредственно к изменению смысла высказывания. Поскольку слово, ка ...
Развитие личности ребенка средствами аппликации
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренн ...
Выявление результативности опытно-экспериментальной
работы по обучению средних дошкольников счету
После формирующего эксперимента с экспериментальной группой детей был проведён контрольный срез данных по той же методике, что и базисный, целью которого было выявление успешности обучения счету детей среднего дошкольного возраста по разработанной системе. Показатели распределились следующим образо ...