Формулировки для разработки конкретных целей должны быть стандартизированы и классифицированы. Знания и умения учащихся следует описывать терминами, подлежащими измерению. Формулировка конкретной цели включает:
аспект, касающийся поведения обучаемого;
аспект, касающийся содержания;
в некоторых случаях — предварительные условия (окружающую среду), а иногда
стандарты с допусками, в соответствии с которыми цели будут реализовываться.
Образовательные цели различаются по степени сложности, что, соответственно, влечет за собой применение различных дидактических методов и классификацию поведенческих аспектов и содержания, в то время как стандарты и допуски уже имеют достаточно четкую классификацию. Систематика — это классифицированный перечень образовательных целей. В настоящее время используется несколько ее видов. Мы предлагаем систематику, разработанную бельгийским профессором де Блоком, поскольку эта классификация может быть применима для когнитивных, психомоторных и эмоциональных целей.
Таксономия поведения учащегося
В данной классификации поведение обучающегося классифицируется по четырем группам:
1. Знание
2. Понимание
3. Применение
4. Интеграция
Эта классификация «работает» на всех уровнях целей.
ТАКСОНОМИЯ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ |
НЕКОТОРЫЕ ИЗ ГЛАГОЛОВ, КЛАССИФИЦИРУЮЩИХ КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ | ||
КОГНИТИВНАЯ (ЗНАНИЕВАЯ) ОБЛАСТЬ | |||
Знание (Зн) |
Повторять, узнавать, записывать, указывать, упоминать, смотреть | ||
Понимание (Пн) |
Описывать, заявлять, объяснять, опознавать, классифицировать, характеризовать, собирать, сравнивать, различать | ||
Применение (Пр) |
Разрабатывать, завершать, демонстрировать, контролировать, производить, переводить, находить, анализировать, вычислить | ||
Интеграция (Ин) |
выбирать, конструировать, судить, оценивать, ориентироваться, сравнивать, проводить аналогию, действовать спонтанно | ||
ПСИХОМОТОРНАЯ (ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ) ОБЛАСТЬ | |||
Знание |
Показывать, записывать, копировать, подражать, чувствовать, осязать запах или вкус, повторять, брать, давать | ||
Понимание |
Демонстрировать принципы, собирать, разбирать, пытаться, доказывать, показывать, выборочно наблюдать | ||
Применение |
Тестировать, составлять, упражняться, обучать, строить, использовать, поддерживать, исполнять, собирать или разбирать что-то новое, подшивать (регистрировать) документы, распиливать, паять, резать, зашивать, готовить | ||
Интеграция |
Проявлять надлежащее отношение к чему-либо, подбирать соответствующие материалы, производить, правильно пользоваться инструментами, действовать автоматически, исполнять что-либо без замешательства, работать с точностью, контролировать свою собственную работу, свободно двигаться | ||
ЭТИЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ | |||
Знание |
проявлять и узнавать эмоции человека, проявлять терпение, быть в курсе дел, принимать замечания, прислушиваться к мнению других, слушать, уделять особое внимание чему-либо | ||
Понимание |
не уделять особое внимание чему-либо, соглашаться с мнениями других, обязательно отвечать согласно правилам, сознательно отвечать на эмоции, задавать соответствующие вопросы, принимать участие, классифицировать эмоции | ||
Применение |
применять нормы и ценности, заданные другими, автоматически отвечать на эмоции, принимать нормы и ценности, принимать участие в жизни группы, особо реагировать на эмоции, быть энтузиастом | ||
Интеграция |
спонтанно реагировать на эмоции и нормы поведения, спонтанно применять нормы поведения и ценности, находить удовлетворение в общении, проявлять участие в чем-либо, мотивировать других, управлять эмоциональными конфликтами, справляться с ролевыми и внутриролевыми конфликтами | ||
Полезная информация:
Комсомольские
и пионерские организации
Стремление советского правительства воспитать политически благонадежное, преданное своей родине новое поколение нашло свое отражение в создании комсомольских и пионерских организаций. В старших классах школ II ступени создавались ячейки комсомола, которые организовывали общественные мероприятия для ...
Совместная деятельность как средство развития ребенка
Поскольку, социальная среда средней школы предъявляет повышенные требования к личностным особенностям и способностям ребенка, а именно к наличию определенного уровня самостоятельности и произвольности, к наличию способности устанавливать взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми, к на ...
Принцип доступности
Означает требования соответствия содержания и методов обучения и воспитание, а также объема изучаемого материала возрастным особенностям воспитанников, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развитии. Организуя обучение и воспитание на высоком уровне научности, учитель-воспита ...