В Российской Федерации не существует стройного концентрического ряда учебных планов различных уровней.
Тем не менее, все виды учебных планов, разрабатываемых в Нидерландах, имеют свои аналоги в России. Многие из параметров голландских учебных планов содержатся в той или иной мере в разнообразных документах, а именно:
Федеральном законе «Об образовании» (ЗОО);
государственных образовательных стандартах (ГОС);
примерных учебных планах (УПП);
основных образовательных программах (ООП);
учебных планах, рабочих учебных планах (РУП);
рабочих программах учебных дисциплин (РПУД);
методических разработках (МР);
календарно-тематических планах и т.п. (КТП);
типовых положениях об образовательных учреждениях (ТП);
уставах образовательных учреждений (УОУ);
перечнях профессий и специальностей НПО и СПО (ППС);
нормативных актах Минтруда России (МТ);
законах о государственных бюджетах (ЗГБ);
нормативных документах по финансированию (МФ);
нормативных документах Минобразования России (МО);
строительных нормах и правилах (СниП);
общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих, (ОК);
нормативных документах Минздрава России (МЗ);
локальных актах образовательного учреждения (ЛА).
В таблице 1 приведены данные сравнительного анализа.
Таблица 1
Представленность параметров учебных планов системы ПОО Нидерландов в российской системе планирования образования
№№ п/п |
Наименование документов и их параметров (Нидерланды) |
Документы Российской Федерации, содержащие аналогичные параметры |
(+) наличие/(±) частично/ (-) отсутствие параметров в Российской Федерации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Общий или национальный учебный план |
Государственный образовательный стандарт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. |
Важнейшие принципы данного типа ОУ |
ТП |
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2. |
Уровень образования в национальной схеме образования |
ЗОО |
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3. |
Цели данного типа ОУ |
ЗОО; ТП; УОУ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.4. |
Инструкции по набору обучающихся |
ЗОО; ТП; МО; УОУ; ЛА |
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.5. |
Инструкции относительно разделения на учебные группы |
ТП; МО; УОУ; ЛА |
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.6. |
Инструкции по набору педагогических кадров |
ТП; МО; УОУ |
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.7. |
Структура учебных дисциплин |
ГОС; ОПП; УПП; РУП |
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.8. |
Инструкции по расписанию учебных занятий |
ТП; УОУ; МО; ЛА |
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.9. |
Требования к экзаменам и зачетам |
ГОС; УПП; РУП; МР; ЛА |
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.10. |
Ограничивающие условия для учебных помещений, их проектированию, оборудованию |
СНиП; УПП; РУП; МР; МФ; РПУД |
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.11. |
Условия субсидий, источники финансирования |
ЗГБ; МФ; МО |
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.12. |
Вопросы управления персоналом |
ЗОО; ТП; МТ; ИО; УОУ; ЛА |
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Учебный план учебного заведения |
УПП; РУП; ООП |
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1. |
Название, адрес |
УОУ |
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. |
Карта географического положения ОУ |
– | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3. |
Состав руководства и внешние контактные структуры |
УОУ (частично) |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4. |
Вопросы приема |
МО; ЛА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.5. |
Конечный профиль обучающихся (выпускников) |
ГОС; ППС; МТ; ОК |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.6. |
Внешние сети взаимодействия |
– | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.7. |
Социальные партнеры |
– | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.8. |
Цели ОУ |
ЗОО; ГОС; ТП; МО; УОУ; ЛА |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.9. |
Цели факультетов (отделений) с конечными профилями обучающихся (выпускников) |
– | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.10. |
Философские и педагогические принципы дидактики |
– | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.11. |
Организация управления, руководства |
ЗОО; УОО; ЛА |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.12. |
Процедуры принятия решений |
УОО; ЛА (частично) |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.13. |
Положения о повышении квалификации педагогических работников |
ЗОО; ТП; МО; УОУ |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.14. |
Системы оценки успеваемости |
ТП; МО (частично) |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.15. |
Системы оценки качества |
ЗОО; ТП; МО (частично) |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.16. |
Инспектирование и наставничество |
ТП; МО; УОУ; ЛА (частично) |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.17. |
Участие обучающихся и родителей в принятии решений |
ЗОО; ТП; УОУ; МО; ЛА (частично) |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.18. |
Рабочие договоры с сотрудниками и распределение задач |
ЗОО; ТП; МТ; МО; УОУ ЛА |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.19. |
Количество уроков в неделю и длительность уроков |
УПП; РУА; ТП; МО; УОУ; ЛА |
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.20. |
Планирование мероприятий |
ЛА |
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.21. |
Каникулы |
ГОС; УПП; РУП; ТП; ЛА |
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.22. |
Положения о пропусках учебных занятий |
ТП; УОУ; ЛА |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.23. |
Специальные положения об охране здоровья |
ЗОО; ТП; МО; МЗ (частично) |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.24. |
Стандарты для преподавателей по подготовке к учебным занятиям |
МО; МР; ЛА (частично) |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.25. |
Международные контакты |
ЗОО; ТП; УОУ; МО; ЛА |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.26. |
Возможности продолжения образования |
ЗОО; ГОС (частично) |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Учебный план факультета (отделения) |
– | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Предметный учебный план |
ООП; УУП; РУП; РПУД; МР |
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.1. |
Начальная ситуация по данному предмету и по смежным общеобразовательным, общепрофессиональным и специальным предметам |
Частично реализуется в системах межпредметных связей |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.2. |
Отбор учебного материала и последовательность его преподавания |
КТП |
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.3. |
Ссылки на смежные учебные дисциплины |
КТП; частично реализуется в системах межпредметных связей |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.4. |
Дидактические средства решения педагогических задач |
КТП (частично) |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.5. |
Ожидаемая учебная деятельность обучающихся |
РУП; РПУД; КТП; МР (частично) |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.6. |
Особые виды деятельности, посещение предприятий и т.п. |
КТП; МР |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.7. |
Запланированная совместная деятельность преподавателей, мастеров и инструкторов |
– | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.8. |
Применяемые технические средства обучения, а также инструментарий, приборы аудио- и видео средства представления информации |
РПУД; МР (частично) |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.9. |
Специальные требования по технике безопасности |
В различных документах (инструкциях, положениях) |
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.10. |
Методика оценки, включая технику выполнения |
– | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.11. |
Вопросы тестирования для диагностики оценок |
РПУД; МР (частично) |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.12. |
Имена лиц, участвующих в преподавании предмета, их квалификации и обязанности |
– | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
План урока (занятия) |
+ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.1. |
Определение места данного урока в преподавании учебной дисциплины |
КТП; МР |
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.2. |
Конкретные цели урока |
КТП (частично) |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.3. |
Описание выбранной методики |
КТП; РПУД (частично) |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.4. |
Описание учебной деятельности обучающихся |
РПУД; МР (частично) |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.5. |
Применяемые материалы |
РУПД; МР |
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.6. |
Указание тем последующих уроков |
КТП |
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.7. |
Домашние задания |
КТП; РУПД |
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.8. |
Замечания по оценке учебной деятельности обучающихся, которые необходимо сделать в конце каждого урока (занятия) |
(частично) |
± | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полезная информация:
Результаты опытно-экспериментальной работы
Диагностика отношения к предмету, результатов обучения, воспитания и развития. Диагностика выявляет отношение к предмету. Учащимся были предложены анкеты с целью выявления отношения к английскому языку. Вопрос: какие предметы тебе нравятся изучать, а какие не нравится? Положительный ответ в отношен ...
Влияние игры на развитие познавательных процессов младших
школьников
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач педагогов и родителей. Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более ...
О необходимых условиях введения безотметочной
системы обучения в начальной школе
Работа в режиме безотметочного обучения требует наличия определенных условий, важнейшее из которых - добровольное принятие единой "оценочной политики" всеми членами педагогического коллектива. Важно, чтобы эта "оценочная политика" была не просто принята на уровне школы, но и тща ...