Опыт командно-игровой деятельности своеобразен. На результаты каждой игры влияют объективные и субъективные факторы. Последние особенно сильно отражают при игровой деятельности характер личности разработчика и руководителя игры, хотя разграничить их влияние не удается по той причине, что пока это, как правило, одно и то же лицо. Если разработкой и руководством командно-игровой деятельности занимается преподаватель прогрессивный, эрудированный, то игра развивается и совершенствуется.
Своеобразие опыта командно-игровой деятельности состоит и в том, что иногда совершенно противоположные мероприятия по руководству игрой оказываются удачными, а одинаковые приводят к противоположным результатам. Например, централизованное и добровольное формирование команд может способствовать образованию сплоченных работоспособных коллективов, а скрупулезный подсчет баллов в одном случае активизировать студентов, в другом же вызвать раздражение. Поэтому рекомендации по проведению командно-игровой деятельности должны носить характер предложения самостоятельно сделать свой выбор с учетом приведенных вариантов.
Прежде чем приступать к разработке игры, необходимо узнать побольше о членах студенческой группы, а, точнее, о том, что представляет собой на данный момент коллектив как социум. Можно воспользоваться для этого социометрическим тестом.
После небольшого исследования группы можно приступать к разработке игры: выбору темы, подбору начальных условий, разработке алгоритма и динамики игры.
На подготовительном этапе каждому студенту выдаются методические рекомендации, чтобы он мог оперативно обратиться к ним при необходимости. Главная задача преподавателя на этом этапе - разъяснить назначение игры, ее достоинства и привлекательность, увлечь играющих перспективой интересной, эффективной совместной деятельности, возбудить стремление к состязательности, зажечь энтузиазмом личного участия. Желательно привести примеры отзывов студентов командно-игровой деятельности, которые были составлены ими сразу же по окончании игры или по прошествии некоторого времени.
Команды можно формировать на основе различных принципов. Если состав группы ровный, принцип самоорганизации дает хорошие результаты. Если группа неоднородна, можно предложить ей сначала выдвинуть кандидатуры членов команды и провести выборы, либо распределить всех студентов по командам в централизованном порядке.
При выдаче задания можно предложить студентам самим выбрать вариант из числа предложенных. Количество вариантов равно либо больше числу команд. Альтернативный подход предусматривает выдачу каждой команде задания по выбору руководителя игры.
Приступая к первому этапу игровой деятельности, преподаватель не должен формально относиться к своим обязанностям и разработку технического предложения полностью возлагать на студентов. Лучшие результаты получаются в том случае, когда он неформально участвует в командно-игровой деятельности, активен в творческом поиске как равноправный член группы. Его личное участие в игре - это не подмена студентов преподавателем, а сопричастность к общему делу, своевременная и направляющая подсказка и помощь. Кроме того, это способствует установлению неформальных отношений в группе, благоприятного микроклимата, в котором зарождаются стремления к достижению лучших результатов, фантазия и творчество.
Желательно, чтобы на протяжении всей игры члены команды имели полную самостоятельность в решении вопросов и проблем, связанных с игровой деятельностью (распределение и планирование работ внутри команды, оценка и аттестация их, контроль за выполнением, утверждение или отклонение вариантов решений, ведение учетной документации, поддержание дисциплины труда и поведения и т.д.).
В командно-игровой деятельности, как и в любом виде занятий, могут возникать ситуации, вызывающие сбои и отклонения. Студенты могут болеть, пропускать занятия по другим причинам и пр., что неизбежно сказывается на результатах работы команд или даже всей учебной. Преподаватель на первом же занятии должен довести до сведения студентов, что коллектив отвечает за каждого своего члена, что в условиях игровой деятельности пробел, допущенный по вине одного, вынуждена будет восполнять вся команда. Отставание одной команды может отодвинуть срок подведения итогов, приблизив его к экзаменационной сессии, а это ущемляет интересы всей учебной группы.
Бороться с нарушителями дисциплины и режима игры должен коллектив, а не преподаватель. Опыт подтверждает, что студенты, как правило, не пропускают занятий по командно-игровой деятельности. Здесь сказывается не только личная заинтересованность в соблюдении режима игры, но и сознательное отношение к общему делу, уважение к труду и личности коллег и другие мотивы, активизирующие коллективную деятельность. На эту сторону мотивации учащихся преподаватель должен обращать особое внимание, личным примером способствовать их социализации. Если кто-то из студентов пытается часть своих обязанностей переложить на товарища, преподаватель может помочь коллективу проанализировать сложившуюся ситуацию с тем, чтобы вызвать его отрицательную реакцию. При этом вовсе не обязательно самому расставлять все акценты.
Полезная информация:
Система физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
Идеи П.Ф. Лесграфта и В.В. Гориневского в области дошкольного физического воспитания продолжил Е.А. Аркин (1873–1948), профессор, действительный член Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, врач – гигиенист. Е.А. Аркин в доступной форме знакомил дошкольных работников с основными з ...
Основы формирования и оценки компетенций в системе
профессионального и среднего образования
Анализ психолого-педагогических исследований развития и социализации обучающихся позволил определить, что: – развитие человека в контексте его целенаправленной деятельности определяется линейной триадой: целеформирование – самоопределение – самореализация, при этом самореализация, рассматриваемая к ...
Понятие одаренности
Основное содержание одаренности составляют способности, от которых зависят затраты времени и усилий для достижения результата. Каждый ребенок имеет определенные способности к тому или иному виду деятельности или знаний. Способности могут иметь общий характер (вербальные, академические, креативные, ...