провести предварительно мозговую атаку для определения гипотез возможного решения поставленной задачи, поиска путей выхода из проблемной ситуации;
предварительного обдумывания, рассуждений в малых группах, иногда и индивидуально, которые группа не может еще вынести на общий Форум для всеобщего обсуждения;
накопления промежуточных данных, идей, мыслей, дополнительной информации, которые в процессе переписки по электронной почте оформляются в виде определенных суждений и которые партнеры по группе хотели бы сохранить для дальнейшего обдумывания;
тоже касается и каждого отдельного ученика, студента, который желал бы прокомментировать отдельные собственные мысли или идеи своих партнеров (рефлексия).
Это процесс, процесс не заучивания готового материала, а размышления, обдумывания, процесс конструирования собственного знания, который при этом вовсе не исключает наличия в курсе базовых лекций. Но и эти лекции желательно строить в проблемном плане, а не для заучивания и воспроизведения. Таким образом, дискуссии, обсуждения, работа с разными источниками информации становятся основными видами деятельности в процессе поисковой, исследовательской, проектной работы студентов, учащихся. Акцент, конечно, делается на самостоятельную деятельность учащихся, однако, учитель, преподаватель не только не становится сторонним наблюдателем, контролером, но является активным сотрудников в этой совместной деятельности. Ключевым положением гуманистической педагогики, психологии является самоактуализация личности. Под самоактуализацией в современной психологии понимается «особый вид деятельности человека, направленный на самосовершенствование, развитие своей социальной и индивидуальной компетентности, максимально возможное использование своего потенциала на благо общества и самого себя». Самоактуализация теснейшим образом связана с понятием самореализации, «Я-концепции». При этом важно иметь в виду и умение, готовность понять другого («Я-Другой»). Это помимо всего прочего путь к самопознанию. А это, в свою очередь, означает, что в процессе обучения познавательная деятельность должна, с одной стороны, организовываться на основе совместной деятельности (учителя и учащихся, учащихся между собой), чтобы в процессе совместной работы над решением постоянно возникающих проблемных ситуаций индивид имел возможность брать ответственность на себя, уметь приходить к согласию с партнерами, рассматривать явление с разных сторон, повышая постоянно свой уровень компетентности. С другой стороны, человек в процессе познавательной деятельности должен иметь возможность раскрыть свой собственный потенциал, выражать собственную аргументированную точку зрения.
Использование общего Форума для организации общих дискуссий, обмена мнениями может предшествовать дискуссии в теле и видеоконференции, которые требуют более тщательной подготовки и создают возможность для более пространных обсуждений, особенно в on-line режиме. Но и off-line конференции имеют свои плюсы. Они могут продолжаться достаточно длинный промежуток времени, вовлекая в дискуссию не только участников данного курса но также, если это целесообразно, гостей, например, специалистов в данной предметной области. Конечно, для небольших оперативных обсуждений используются чаты, которые, однако, также требуют предварительной подготовки. В общем, имеющиеся в настоящее время в нашем распоряжении информационные и коммуникационные технологии позволяют нам, педагогам решать весьма сложные педагогические задачи и в дистанционной форме обучения, задачи интеллектуального и нравственного развития учащихся, сближая разделенных между собой расстоянием учащихся, создавая тесное сотрудничество, предоставляя возможность каждому в отдельности и совместно думать, размышлять, учиться принимать ответственные решения.
Полезная информация:
Письменная речь в онтогенезе
Письменная речь – вид умственной деятельности. Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письме ...
Влияние психофизической тренировки на детей с лёгкой
умственной отсталостью
Эффективность физических упражнений для исправления нарушений моторики и недостатков физического развития подчеркивается в работах многих ученых. Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82 - 85% дневного времени большинство учеников находятся в статическом положении (сидя). Даже у мл ...
Методические разработки по теме «Природные источники углеводородов»
Природные источники углеводородов Интегрированный урок по географии и химии Цели. Обобщить и систематизировать знания, активизировать познавательную деятельность учащихся, показать межпредметную связь химии и географии. Оборудование. Карта «Полезные ископаемые», коллекция горных пород и минералов, ...