Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями

Образование и воспитание » Изучения лексики русского языка в начальной школе » Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями

Страница 1

В методических комментариях к своему «Словарику синонимов и анто­нимов» М.Р. Львов отметил: «Если учи­тель и учащиеся имеют возможность постоянно использовать и другие сло­вари - орфографические, толковые, орфоэпические, этимологические, - то лексический фрагмент урока русского языка может стать постоянным, ежеурочным. За последние 3-4 десятиле­тия учебная лексикография получила значительное развитие и внедрение в школьную практику».

В ближайшее время лексический фрагмент урока русского языка со сло­варями должен стать обязательным в любом классе, а работа с разными ти­пами словарей должна превратиться в необходимость. Такая позиция опре­делена «Требованиями к уровню под­готовки обучающихся, оканчивающих начальную школу» Примерной про­граммы по русскому языку, которые ставят задачу научить младших школьников «сравнивать, различать словари, справочники», а также поль­зоваться ими. С учетом этой задачи все авторские программы в чис­ле обязательных умений и навыков по русскому языку указывают работу со словарями, а в справочные аппараты учебников включают самые разные типы вспомогательных словариков. В большинстве учебников предлагают­ся упражнения, в которых есть зада­ния для работы со словарями.

Учебники по русскому языку Обра­зовательной системы «Школа 2100» впервые в практике начальной школы использовали принцип градуальности:

в учебнике для 3-го класса весь слов­ник толкового словарика 1-й части по­вторялся наряду с новым во 2-й части. Широкие возможности для сравнения различных словарей, справочников предоставляет учебник «Школы 2100» по русскому языку для 4-го класса. Среди текстов упражне­ний в этом учебнике шесть являются выдержками из статей «Лингвистиче­ского словаря», семь - из «Энциклопе­дического словаря юного филолога». В упр. 113 и 115 предлагаются задания на сравнение словарных статей слова­рей синонимов, антонимов и толковых, приводятся образцы словарей назван­ных типов.

Все это предполагает методическую подготовку учителя к развитию у млад­ших школьников умения пользоваться лингвистическими словарями. Прежде всего для этой системы не­обходимо определить перечень уме­ний, которые являются составными действиями (операциями) сложного умения пользоваться словарями.

I. Элементарные умения, базовые для умения пользоваться словарями:

1. Пользоваться вспомогательными словарями учебников.

2. Внимательно вчитываться в текст вступительной статьи.

3. Определять единицу описания по названию словаря.

4. Работать с алфавитным словоука­зателем.

5. Составлять и запоминать план структуры словаря.

6. Составлять и запоминать план структуры словарной статьи.

7. Работать с условными знаками, символами, условными сокращениями.

8. Использовать при работе со слова­рями чтение-просмотр и чтение-поиск.

II. Умения более сложного характе­ра, базовые для умения пользоваться словарями:

1. Использовать при работе со сло­варями разные виды избирательного чтения.

2. Знать структурные элементы сло­варя.

3. Знать различные типы словарей.

4. Уметь сравнивать словари одного типа, находить сходство и отличия.

5. Пользоваться планами обобщен­ного характера в работе с разными словарями, в соответствии с ними го­товить рассказ о словаре.

6. Овладеть умением работать с ор­фографическим словарем при органи­зации самоконтроля и взаимопровер­ки творческой работы по развитию ре­чи (изложения, сочинения).

7. Уметь работать с несколькими словарями в связи с редактированием текстов творческих работ по развитию речи (изложений, сочинений).

III. Овладение умениями, обладающими свойствами широкого пере­носа:

1. Самостоятельно составить пред­ставление о структуре словаря.

2. Самостоятельно составить пред­ставление о каждом структурном эле­менте словаря.

3. Самостоятельно составить пред­ставление о структуре словарной статьи.

4. Самостоятельно составить пред­ставление об особенностях нового словаря.

5. Самостоятельно составить план обобщенного характера (алгоритмиче­ское предписание) для использования вновь вводимых в учебный процесс лингвистических словарей.

6. Переносить умения пользоваться словарями русского языка на самосто­ятельную работу с энциклопедически­ми словарями по другим предметам.

7. Применять умение пользоваться словарями в работе по самообразо­ванию.

Над первыми двумя группами уме­ний работаем в начальной школе, а третья группа — перспективная, этими умениями должен владеть учитель на­чальных классов, дети овладеют ими в средней школе.

Эффективным средством в органи­зации работы по развитию обобщен­ных учебных умений, к которым относится и умение пользоваться словарями, являются обобщенные планы деятельности. Они, как под­тверждают исследования, позво­ляют учителю осуществлять самоконтроль за полнотой и логикой изложения соответствующего учеб­ного материала и более объективный, целенаправленный контроль за усво­ением знаний учащихся.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Формирование экологической культуры младших школьников в учебном процессе
Учебно-воспитательный процесс – это целостная система организации усвоения материала учебного предмета в школе. Обучение в начальной школе проходит в различных организационных формах, каждая из которых отличается от других характером деятельности учителя и учащихся, составом обучаемых режимом учебн ...

Основные теории мотивации к обучению
Изучением мотивации занимались многие психологи, поэтому в современной психологической науке представлены самые разнообразные ее толкования. Так, А.К. Маркова под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Соответственно мотивы могут быть познавательными ...

Направление логопедической работы по развитию фонематической системы дошкольников с ОНР
Сравнительный анализ особенностей фонематического восприятия у дошкольников с ОНР и с нормальной речью, проведенный в III главе исследования, показал, что у детей с ОНР недостаточно сформирована фонематическая система. Наиболее трудными для них оказались задания на фонематический синтез и фонематич ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru