Цель эксперимента: обогащение предметного словаря у детей с ОНР (II уровень).
Задачи совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя:
Определение эффективных методов и приемов организации коррекционного процесса.
Качественный и количественный анализ данных экспериментального исследования.
Формирующий эксперимент проводился в сентябре 2012 года по январь 2013 года.
Содержание нашего обучающего эксперимента по обогащению словаря существительных у детей средней группы с ОНР (II уровень) планировалось с учетом результатов нашего обследования, которое позволило выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей и с требованиями предоставленными в программе «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР», автор Т.Б.Филичева [35] .
Логопедические занятия для дошкольников данной категории, подразделяются на индивидуальные и подгрупповые, так как необходимо учитывать речевой и неврологический статус детей.
При этом индивидуальные занятия носят опережающий характер, так как основная их цель — подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях. В связи с этим мы разделили нашу экспериментальную группу, на подгруппы по 3 человека: Амалия, Артем, Радмир и Алексей, Софья и Дима. Подгрупповые занятия по расширению словарного запаса проводятся 3 раза в неделю.
Занятия проводятся логопедом в соответствии с режимом дня средней группы.
Коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя
Лексико-тематические циклы (Последовательность изучения тем)
Месяц |
Неделя обучения |
Название лексических тем, отрабатываемых воспитателем на занятиях «Развитие речи» |
Номинативный словарь, отрабатываемый на логопедических занятиях |
Обучение навыкам словообразования: учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкат. форме |
Сентябрь |
1-я |
Помещение Детского сада | ||
2-я |
Осень. |
Солнце, ветер, дождь, тучи. |
Солнышко, ветерок, дождик, тучки. | |
3-я |
Одежда. |
Платье, брюки, рубашка, кофта, шорты. |
Брючки, кофточка, шортики. | |
4-я |
Обувь. |
Тапки, туфли, сапоги |
Туфельки, сапожки | |
Октябрь |
1-я |
Игрушки |
Мяч, кукла, машина. |
Мячик, машинка. |
2-я |
Овощи. |
Помидор, огурец, лук, морковь, капуста |
Огурчик, лучок, морковка, . | |
3-я |
Фрукты. |
Яблоко, груша, слива, лимон, апельсин |
Яблочко, лимончик, апельсинчик | |
4-я |
Животные |
Корова, собака, лошадь, коза, заяц, кошка |
Лошадка | |
Ноябрь |
1-я |
Посуда. |
Кастрюля, чашка, тарелка, ложка, блюдо |
Кастрюлька, чашечка, ложечка, блюдце. |
2-я |
Мебель |
Шкаф, стол, стул, кровать, диван, кресло |
Шкафчик, столик, столик, стульчик, кроватка. | |
3-я |
Продукты питания |
Молоко, хлеб, сахар, крупа, конфеты |
Конфетки, хлебушек | |
4-я |
Птицы |
Воробей, чиж, попугай, орел. |
Чижик, орленок. | |
Декабрь |
1-я |
Зима |
Мороз, метель, снег, сугроб, холод |
Снежок, холодок |
2-я | ||||
3-я | ||||
4-я |
Новогодний праздник |
Карнавал, хоровод, гирлянда, украшения. |
Елочка, подарочки |
Полезная информация:
Диагностика уровня сформированности полового
поведения подростков
Экспериментальное исследование, проходило в условиях МБОУ СОШ с. Арбашево. В эксперименте приняли учащиеся 9 классов в возрасте 15 – 16 лет. Для получения информации относительно знаний учащихся в области половых отношений, были использованы следующие методики: Опросник «Половые отношения» Данный о ...
Физическое развитие и физическое воспитание
Стратегия организации физического воспитания базируется на физиологических механизмах становления движений в процессе развития растущего детского организма. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазание, ползание, прыжки), ...
Техники и приемы педагогической поддержки младшим школьникам
Ю.З. Гильбух отмечает, что социальные и психофизиологические причины общего отставания в учении определяются и выделяются учителями гораздо лучше, чем психологические. Именно поэтому в данной работе рассматриваются психологические причины трудностей как менее рассматриваемые в литературе. Учителя, ...