Рекомендации по проведению урока на тему: "Обработка двухшовного рукава покроя реглан"

Образование и воспитание » Рекомендации по проведению урока на тему: "Обработка двухшовного рукава покроя реглан"

История методического знания имеет большое мировоззренческое и воспитательное значение в подготовке профессионально-педагогических кадров. В истории развития методического значения в профессиональном обучении нами выделено семь периодов. В основу периодизации положены ведущие подходы к преподаванию, методы и технологии обучения, присущие данному временному периоду.

В метрическом отношении каждый период характеризуется количеством ученых-педагогов, активно работающих над тем или иным методом, системой обучения; количеством публикаций по апробации внедряемого в практику обучения метода или системы обучения; наличием научно-исследовательских центров, работающих над внедрением систем профессионального обучения, лабораторий, высших учебных заведений, являющихся потребителями развивающегося методического знания. Длительность каждого периода составляет в среднем около 23 лет.

Первая половина XVIII в. – 60-е гг. XIX в. Под бурно развивающейся промышленности стала формироваться сеть профессиональных учебных заведений в России. Для подготовки квалифицированных рабочих была необходима разработка методики выполнения производственных работ, подлежащих изучению. Подготовка рабочих для нужд производства осуществлялась путем индивидуального ученичества, при котором обучение сводилось к бессистемному объяснению мастера. В качестве методической системы в учебных заведениях того времени применялась предметная система производственного обучения. Она получила распространение под влиянием теоретических работ и методического опыта К. Ю. Цируля, Н. В. Касаткина.

60-е – конец 80-х гг. XX в. В 1960-е гг. в нашей стране продолжалось совершенствование производственных технологий, в производстве все шире применялись достижения науки и техники, средства комплексной механизации и автоматизации, внедрялись новые технологические процессы с использованием высококачественных материалов. Возрастало число профессий, связанных с обслуживанием прогрессивных технологических процессов, новой техники. Трудовая деятельность рабочих многих профессий приблизилась к труду инженерно-технических работников. Система профессионально-технического образования требовала изменений не только в структуре, но и в содержании образования. Важнейшей особенностью новых программ была направленность их на широкое развитие самостоятельных творческих работ учащихся. Изменялся подход к производственному обучению: от операционно-комплексной к новым системам производственного обучения – конструкторско-технологической, технологической и т. д.

Все это дало мощный толчок в развитии систем производственного обучения. В 1960 – 1970 гг. ученые обосновали целый комплекс новых систем производственного обучения: предметно-технологическую, проблемно-аналитическую, приемо-комплексно-видовую и т.д. Идея типизации технологических процессов, предложенная еще в1930-х гг., была положена в основу одного из перспективных направлений в технологии машиностроения.

Широкое распространение в профессионально-технических училищах в то время получили различные тренажеры для формирования индивидуальных профессиональных навыков работы. Одним из средств повышения эффективности уроков производственного обучения явилось письменное инструктирование, которое начало вновь активно использоваться с конца 1960-х гг. достоинство письменного инструктирования состояло в том, что учащиеся могли в любой момент обратиться к инструкционной карте и самостоятельно найти ответы на вопросы. Обычно инструкционные карты разрабатывали мастера производственного обучения совместно с преподавателями специальных и общетехнических предметов.

В начале 80-х гг. XX в. Большое внимание стало уделяться теории и практике межпредметных связей, которые способствовали значительному повышению эффективности уроков теоретического и производственного обучения и создавали возможности педагогам избежать ненужного повторения учебного материала. Усилиями ученых НИИ профтехпедагогики Академии педагогических наук СССР данная проблема развивалась в направлениях взаимосвязи общего и профессионального обучения, взаимосвязи теоретического и производственного обучения, совершенствования структуры уроков теоретического и производственного обучения.

В 1979 г. В Свердловске был открыт инженерно-педагогический институт для подготовки преподавателей общетехнических и специальных дисциплин и мастеров производственного обучения по двум отраслям – машиностроению и электроэнергетике. В методическую составляющую профессиональной подготовки будущих специалистов входило три учебных дисциплины: методика преподавания технических дисциплин, методика производственного обучения и технические средства обучения. Для отрасли машиностроение этот предмет назывался «Методика преподавания машиностроительных дисциплин», для электроэнергетики – «Методика преподавания электроэнергетических дисциплин».

В 1980-х гг. формировалась концепция бинарного урока, отражающая специфику профессионального обучения. Идея бинарного урока производственного обучения и специальной технологии состояло в том, чтобы устранить разрыв во времени и изучении тем, по предметам «Специальная технология» и «Производственное обучение».

Развитие теории интеграции в обучении, появление новых интеграционных форм взаимодействия педагога и обучаемых в процессе формирования теоретических знаний и практических умений и навыков подготовили основы для интеграции методики производственного и теоретического обучения.

В ходе выполнения курсовой работы достигаются следующие цели профессионального становления:

закрепление и расширение теоретических знаний будущих специалистов, углубление умений использовать эти знания для решения конкретных учебно-воспитательных задач психолого-педагогического, методического, технического и экономического характера;

развитие навыков по применению практических умений для решения поставленных задач;

совершенствование умений самостоятельной работы и ведение поиска педагогической и технической информации при решении разрабатываемых в курсовой работе проблем и вопросов, а также в процессе формирования практических выводов на основе анализа литературных источников, передового педагогического и личного опыта.

Учебный план – это нормативный документ, который содержит перечень всех предметов распределение по годам и количество часов на каждый предмет. Виды планов: базисный учебный план РФ, он утверждается Гос. Думой и является частью государственного стандарта. Федеральное ведомство утверждает примерный типовой федеральный учебный план. Регион может утвердить свой региональный план, а учебное заведение разрабатывает рабочий план ОУ, в котором отражаются особенности данного учебного заведения, он может корректироваться.

На основе анализа учебного плана сводно-тематического плана и программы производственного обучения была выбрана тема «Обработка рукавов». На изучение этой темы отводится 30 часов. Данная тема изучается группой обучающихся по профессии 32.20 «Портной» на 2 курсе, в 2 полугодии, в марте месяце.

Тема включает в себя следующие подтемы:

Обработка низа рукавов – 12 часов;

Обработка рукавов покроя реглан –6 часов;

Обработка втачных рукавов – 6 часов;

Обработка цельнокроеных рукавов с ластовицей –6 часов.

Тема важна для процесса изготовления одежды, так как рукава являются основной деталью одежды.

Для изучения темы, обучающиеся должны знать организацию рабочего места, правила техники безопасности теоретический курс, обработка рукавов. Изучение темы проходит на базе учебных мастерских училищ.

Для учебного занятия необходимо сформулировать цель и задачи. Цель – осознанный образ полезного результата, на достижения которого направлено действие человека.

Цель данного урока: изучить особенности обработки рукавов реглан, освоить технологические приемы обработки рукава реглан.

В процессе учебного занятия преподаватель ставит и решает следующие образовательные задачи:

дать начальное представление по обработке рукавов;

формирование навыков качественного выполнения трудовых приемов и навыков;

формирование умение самостоятельно планировать и осуществлять технологический процесс работ;

обучение учащихся выполнять работы с применением технической документации;

формирование умений самостоятельно проверять качество выполненной работы;

закрепить технические знания обучающихся об обработке рукавов.

Воспитательные задачи призваны сформировать у обучающихся нравственные и личностные качества. На занятиях производственного обучения созданы благоприятные условия трудового воспитания, развития умственных способностей и общей культуры. При изучении темы «Обработка рукавов» необходимо сделать акцент на воспитание таких качеств: внимательность, аккуратность, самостоятельность, чувство ответственности, взаимопомощь, критического отношения к собственному труду к существующим технологиям, желания рационализировать процесс. Кроме того, занятия производственного обучения воспитывает чувство коллективизма, творческого отношения к труду, бережного отношения к материалам, оборудованию и инструментов.

Развивающие задачи предполагают формирования профессиональных умений и навыков. Занятия способствуют развитию у будущих рабочих умение выделять главное, анализировать, принимать самостоятельные решения, контролировать свои действия, решать проблемные ситуации, применять имеющиеся знания на практике; содействовать развитию личностных качеств: воли, целеустремленности, собранности.

Работа на швейном оборудовании требуют от обучающихся знания техники безопасности и охраны труда.

Для каждого образовательного учреждения индивидуально разрабатываются, утверждаются и контролируются в определенном порядке правила техники безопасности и пожарной безопасности. Эти правила должны соблюдаться каждым обучающимся.

По утвержденным инструкциям проводится инструктаж всех работников один раз в месяц, о чем делается запись в журнале, где работник прошедший инструктаж, расписывается. Несоблюдение правил техники безопасности и пожарной безопасности преследуется законом.

Инструкция по технике безопасности для работы на универсальных специальных швейных машин

К работе допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

I. До начала работы.

Проверьте свое рабочее место, подготовьте его, так, чтобы работать было удобно и безопасно.

Убедитесь, что все в порядке и преступайте к работе

II. Во время работы.

Не отвлекайтесь и не отвлекайте соседей посторонними разговорами.

Тормозите машину только педалью, не тормозите маховое колесо и не ускоряйте его движением руки.

Не надевайте ремень машины на шкив самостоятельно, вызывайте механика.

III. По окончании работы

Приведите в порядок рабочее место, отключите машину от сети.

При несчастных случаях сообщите о происшествии администрации и обратитесь за медицинской помощью.

За нарушение настоящей инструкции виновные несут дисциплинарную ответственность согласно правилам внутреннего распорядка.

Инструкция по технике безопасности для работающих с электроутюгом

Работа утюжильницы связана с применением утюга массой до 8 кг, нагретого при помощи электрического тока.

До начало работы.

Проверьте изоляцию шнура. Убедитесь в исправности утюга и отсутствии открытых клемм.

При включении утюга беритесь только за деревянную ручку рубильника либо за пусковую кнопку, следите, чтобы рубильник был закрыт предохранительным кожухом, и не снимайте его.

II. Во время работы

3. Не допускайте падение утюга, перекручивания провода, образования на нем петель и узлов.

4. Не ставьте утюг на провода, не касайтесь их горячим утюгом, не охлаждайте перегретый утюг погружением в воду.

5. Не ударяйте утюгом о стол, так как при этом электрический элемент утюга может соединить с корпусом, в результате чего можно пострадать от тока.

III. По окончании работы

Отключите электропитание утюжильных столов с помощью кнопочного выключателя, утюг и рабочее место приведите в надлежащий порядок.

За невыполнение правил техники безопасности виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Планирование производственного обучения позволяет четко организовать учебный процесс; тщательно подготовить проведение уроков; своевременно и полностью выполнять учебный план и программу производственного обучения; по назначению и правильно расходовать государственные средства, отпущенные для обучения; правильно организовать материально-техническое снабжения и экономно использовать материальные средства; рационально использовать оборудование в учебных мастерских и на базовых предприятиях; установить и использовать межпредметные связи теоретического и производственного обучения; определить ученические нормы выработки; правильно подобрать учебно-производственные работы, определить сроки выпуска и объем продукции по группам и училищам в целом.

Для производственного обучения в училище рекомендуется составить планирующую документацию:

перечень учебно-производственных работ с ученическими нормами времени на каждое изделия;

рабочую программу на тему или период обучения или календарно-урочный план;

производственный план для каждого учащегося, группы и в целом всего училища;

план работы мастера на уроке;

график перемещения учащихся по рабочим местам;

детальную программу производственной практики на предприятиях.

На тему программы обработка рукавов отводится 30 часов. Тема включает в себя 4 подтемы. Подтема «Обработка рукавов реглан», на которую отводится 6 часов, это один урок производственного обучения.

Таблица 1 – Распределение подтемы на уроке

№ урока

Тема урока

Учебные задачи урока

Воспитательные и разливательные задачи урока

1

Обработка и соединение рукавов реглан

Ознакомление с характером и содержанием предстоящей работы

Внимательность

2

Обучение правильного и качественного выполнения технологических операций

Аккуратность, воспитание, ответственности, самоконтроля

3-4

 

Развитие скоростных навыков выполнения машинных работ

Развитие профессиональных навыков, внимательности, развитие инициативы

5

 

Совершенствования умения обучающихся выполнять технологические приемы

Воспитание инициативы, трудовой дисциплины

6

 

Закрепление профессиональных навыков и умений, умение анализировать и контролировать свою деятельность

Воспитание самоконтроля, критичности, наблюдательности, внимания

Таблица 2 - План производственной деятельности в учебных мастерских группа № ПО (ш)-071 на март 2010г., год обучения - 2

Мастер ПО Боровик В.С.

Количество обучающихся 20 человек

Общее время на профессиональную деятельность 30 час

Наименование темы и подтем программы

Количество час. подтем, надтем

Наименование учебно-производственных работ

Количество работ на группу

Норма времени для обучающихся на единицу

Всего часов на груп. занятие

примечание

Обработка рукавов

30

         

Подтема «Обработка рукавов реглан»

6

Изучение особенностей обработки рукавов покроя реглан;

Обработка разреза рукава

Обработка и соединение манжеты с рукавом

15

4,5

4,5

 

В училищах швейного профиля перечень учебно-производственных работ составляют на основе программы производственного обучения для двух периодов – подготовительного и периода овладения специальностью.

Перечень работ составляют под руководством старшего мастера, технолога училища, мастера производственного обучения. Работы должны выполняться на современном оборудовании по современной технологии. Работы подбирают по степени их сложности, точности, объему, видам тканей, фасонов, с соблюдением перехода от простого к сложному.

Перечень работ должен соответствовать учебным целям и задачам каждой темы. В подготовительном периоде – задачам овладения приемами, операциями и комплексными работами, знаниями, навыками и умениями, которые затем можно перенести на период овладения специальностью.

Перечень должен быть относительно стабильным, в соответствии с направлением современной моды и учетом современной технологии обработки. Знания, умения и навыки, полученные при выполнении перечня, должны быть таковы, чтобы их можно было применить в разнообразных условиях производственной деятельности по специальности.

Необходимо тесно увязать педагогические принципы рационального подбора работ с реальными возможностями учебного заведения. К подбору учебно-производственных работ предъявляются учебно-технические и учебно-технологические.

Учебно-технические требования – это характеристика учебно-производственных работ с точки зрения требования к их материалу, конфигурации характеру заготовок, размером и т. д.

Учебно-технологические требования отражают включаемые приемы и операции, точность, качество обработки взаиморасположения деталей изделия соответствие нормативным параметрам.

Планирование производственного обучения тесно связано с нормированием учебно-производственных работ.

Нормирование учебных работ способствует формированию у учащихся: ответственного отношения к выполняемой работе, общей трудовой культуры, производственной дисциплины, так как перед ними ставятся конкретные задачи по выполнению учебно-производственных заданий в установленные сроки.

Для того чтобы рассчитать ученическую норму времени необходимо знать расчетную норму времени рабочих и переводной коэффициент. Рабочая норма определяется по ЕНиРу для конкретной профессии. Переводной коэффициент определяется по таблице переводных коэффициентов в соответствии с периодом изучения темы.

Переводной коэффициент дается для постепенного освоения нормы выработки. Разрыв между ученической нормы и нормой рабочего объясняется тем, что обучающиеся не имеют достаточного производственного опыта и затрачивают больше времени на освоение операций изучение последовательности выполнения на вспомогательные и подготовительные работы, на организацию рабочего места.

Ту=Тр×К (1)

где Ту - норма времени ученическая, Тр – норма времени рабочая, К – переводной коэффициент.

Время на инструктаж

Тинс=Торг.м.+Тввод.инс.+Тзакл.инс. (2)

где Торг.м – время организационного момента (5-10 мин); Тввод.инс – время затраченное на проведение вводного инструктажа (20-40 мин); Тзакл.инс – время затраченное на заключительный инструктаж (15-20 мин).

Время на учреждения рассчитываем по формуле

Тур=Тур-Тинс-Ту, (3)

где Тур – время, отведенное на весь урок, Тинс – время, рассчитанное на инструктаж, Ту – ученическая норма времени

Полезная информация:

Методические особенности изучения темы «Подобные треугольники»
Формирование понятия пропорциональные отрезки на прямую связано с подобием треугольников, именно через это понятие прокладывается логический мостик к определению коэффициента подобия. Для полного понимания необходимо решать как можно больше задач вида №534. При рассмотрении подобных треугольников в ...

Принципы учебной деятельности
Учебная деятельность характеризуется своими специфическими принципами. Результатом учебной деятельности в каждый момент является в общем виде приобретаемый новый опыт. Новый опыт может классифицироваться по-разному. Наибольшее распространение в педагогической литературе получила концепция М.Н. Скат ...

Функции, задача и виды оздоровительного семейного досуга
В качестве функций оздоровительного семейного досуга мы выдели следующие: 1. воспитание интереса к физической культуре и спорту. При решении данной задачи значимую роль играет стремление ребенка к личным достижениям в области физического совершенствования. К старшему дошкольному возрасту ребенок на ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru