Понятие деятельности

Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Теория деятельности возникла еще в древности. Большой вклад в ее развитие внесли средневековые философы. Но подлинно философскую теорию деятельности создали немецкие классики – философы Кант, Фихте, Шеллинг и особенно Гегель.

Так как Маркс и Энгельс были прямыми учениками философии Гегеля, то они восприняли и ведущее понятие гегелевской философии - понятие деятельности. В своих истоках оно имеет философско-логический характер. В конце 19 - начале 20 вв. гегельянство не получило широкого распространения, Маркс был мало кому известен, но в Советском Союзе с начала 30-х годов С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев всерьез стали заниматься таким понятием как деятельность. К философскому пониманию деятельности они добавили психолого-педагогическое толкование.

Существует множество различных видов деятельности; учебная деятельность – один из них. Но, прежде всего - что такое деятельность?

В школьном обиходе можно часто столкнуться с терминами "учебная деятельность", "учебная работа", "учебное занятие". Эти термины – синонимы.

В английском языке слова "деятельность" как такового нет. Там употребляется термин "activity" - активность. То есть, любой род активности может быть назван деятельностью: высшая нервная деятельность, деятельность почек, деятельность конторы, деятельность правительства. Этот термин характеризует активность того или иного органа, и в собственно понятийном смысле в него ничего не вкладывается. Поэтому лучше использовать не английское слово "activity, а два немецких (у выдающихся немецких философов-классиков было два термина: "handlung" - "ручное действие, поступок" и "ta:tigkeit"). Термин "ta:tigkeit" широко использовался Гегелем, это собственно деятельность, потому что не всякая активность человека может быть названа деятельностью. Деятельностью может быть названа только такая активность, которая связана обязательно с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающего человека. Там где есть существенное преобразование ситуации, предмета, создание чего-то нового в этом преобразовании – только в этом случает можно данную человеческую активность назвать деятельностью.

Однако в повседневной жизни человек что-то преобразовывает, что-то существенно меняет, создает новые предметы, образы, совершает творческие поступки, но в процентном отношении в человеческой жизни этого мало. Человек живет сообразно привычкам, появившимся у него с детства или приобретенных в новых условиях жизни. Все что связано с повседневностью и с привычками, не требует активного преобразования предметно-социальной действительности, и, следовательно, деятельностью не является. Это очень важно и для подхода к учебной деятельности.

В.В. Давыдов говорил: "Встретившись с Элькониным Даниилом Борисовичем в конце 50-х годов, мы решили посмотреть, как же учатся школьники. И нам, молодым научным сотрудникам, Даниил Борисович поставил задачу: походите в хорошие школы, в хорошие классы, посетите уроки талантливых учителей, и не только в Москве, но и в других городах. Выясните: каковы основные особенности учебной деятельности? Мы его спросили – именно деятельности? – Да, именно деятельности.

Походили, посмотрели, записали, проанализировали и доложили, что в реальных классах, где мы бывали (мы все были психологи), деятельности мы не наблюдали. Учитель ставит перед учеником задания или, вернее, дает упражнения, которые школьники с первого по десятый класс (тогда была десятилетка) аккуратно выполняют, новому учатся, но какого-либо существенного преобразования учебного материала дети не производят. Этого и не требуется. По странному стечению обстоятельств, в хороших школах у хороших учителей учебной деятельности не наблюдается". [Выступление перед членами Латвийской ассоциации развивающего обучения 22 августа 1996 года, г. Рига].

Полезная информация:

Проблемы современной семьи
Сначала хотелось бы привести слова знаменитого немецкого философа Гёте, он говорил, что самая лучшая мать та, которая может заменить детям отца, когда его не станет. Ребенок всегда глубоко переживает и страдает, если разрушается семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда всё происходит ...

Основные принципы внеклассной работы
Внеклассная работа по русскому языку строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода. Эти принципы реализуются при отборе материала и проведении самих мероприятий: принцип добровольности и принцип равного права как сильных, так и слаб ...

Понятие одаренности
Основное содержание одаренности составляют способности, от которых зависят затраты времени и усилий для достижения результата. Каждый ребенок имеет определенные способности к тому или иному виду деятельности или знаний. Способности могут иметь общий характер (вербальные, академические, креативные, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru