Способности в основе своей зависят от задатков, имеющихся в организме. Навыки же своей материальной основой имеют систему временных связей. Необходимость выделения в схеме навыков и способностей, поэтому также очевидны. Вместе с тем было подчеркнуто, что выделение общих и специальных способностей условно, так как они находятся в тесной взаимосвязи. Эти принципиальные соображения были положены в основу составления схемы.
В процессе музыкальных игр у детей с ЗПР развиваются способности восприятия музыки и активного внимания, воображение, познавательные способности, обогащается словарный запас новыми словами, терминами, развивается эмоциональная сторона личности, находчивость, инициативность, чувство ритма, темпа. Игра – это одно из средств обучения детей элементарнейшим представлениям и навыкам, связанным с восприятием музыки и движением под музыку.
Классификация музыкальных способностей, развивающихся в процессе музыкальных игр
Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на нее.
Эта способность выражается в следующем:
А) в заинтересованном, особенно внимательном слушании музыки, о чем можно судить при наблюдении внешнего поведения детей;
Б) в различении изменений в музыке, чередовании ее выразительных средств;
В) в устанавливании развития художественных образов, развитии последовательного «музыкального рассказа» и связи его с движением.
Способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку.
Эта способность выражается в следующем:
А) в увлеченности движением под музыку, в радостной готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой и движением;
Б) в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых, естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры;
В) в произвольности движений (умении подчинять их ритму музыки, «укладывать» во времени и в пространстве, в коллективе и проявлять при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость);
Г) в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, ритмического рисунка, акцентов, сильных долей метра, музыкальной формы;
Д) в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов игры.
Способность оценивать красивое в музыке и движении, оценивать ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста.
Эта способность выражается в следующем:
А) в свободном различении характера музыки и связи его с характером движения;
Б) в правильном различении формы произведения, наиболее ярких средств его выразительности, в сочетании с аналогичными особенностями движения;
В) в оценке качества движений у себя и у своих товарищей.
Практическая работа по использованию музыкально-игровых методов в коррекционно-реабилитационной работе с младшими школьниками с ЗПР проводилась на базе МОУ СОШ № 51 во втором классе.
Для проведения практической работы были поставлена следующая цель: способствовать развитию художественно-творческих способностей через фольклор.
Практическая работа состояла из трех этапов:
Проведение мероприятия по отслеживанию возможностей развития у младших школьников с ЗПР художественно-творческих способностей;
Проведение занятий по определению уровня и диагностирования развития художественно-творческих способностей у младших школьников с ЗПР;
Проведение занятия для сравнения уровня развития художественно-творческих способностей на начало проведения практической работы и на конец.
На первом этапе была поставлена цель: отследить, отсмотреть возможности развития у младших школьников с ЗПР художественно-творческих способностей. Для осуществления цели было проведено мероприятие «Музыкальное путешествие Петрушки».
Целью второго этапа было: определить и продиагностировать уровень развития художественно-творческих способностей у младших школьников с ЗПР. Для осуществления цели были проведены праздник «Весна» и занятие «Масленица».
Целью третьего этапа было: сравнить уровень художественно-творческих способностей на начало эксперимента и на конец. Для осуществления цели было проведено занятие «Колыбельные».
Полезная информация:
Классификация
технических средств обучения
Технические средства обучения играют значительную роль в формировании научного мировоззрения учащихся. В отечественной и зарубежной литературе определились различные основания для их классификации: роль и функции ТСО в учебном процессе, дидактические основы и принципы применения, вид и степень возд ...
Место и роль физической культуры в общей системе воспитания
и развития детей дошкольного возраста
Движения являются естественным стимулом жизнедеятельности организма, тренировкой всех его систем и органов. Благодаря движению повышается общий жизненный тонус, возрастают работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. В первые семь лет жизни у детей формируются важнейшие двигательные на ...
Зависимость между силой, массой и ускорением. Второй закон
Ньютона
Данную зависимость с точностью, которая возможна в демонстрационном эксперименте, устанавливают на опыте, Поскольку согласно принятой в стабильном учебнике методике сначала устанавливается только способ задания некоторой силы «безразлично какой именно!», в опытах можно варьировать только значение м ...