Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Исходя из этого положения, в своей работе сделали акцент на ориентировочно - исследовательскую (поисковую) деятельность, направленную на познание окружающего мира. В связи с этим нами проведено комплексное занятие на тему «Поможем кукле умыться», в ходе которого дети экспериментальным путем получали теплую воду, смешивая самостоятельно холодную и горячую воду. Усвоив способ получения теплой воды, ребенок сможет использовать полученные знания в повседневной жизни.
На наш взгляд, эффективным средством в формировании трудовых умений стали специально организованные занятия по трудовому обучению. Проведение занятий мы предусматривали после наблюдения за трудовым процессом у взрослого.
Занятия проводили по подгруппам для среднего и высокого уровня сформированности, с учетом усложнения. В первой части воспитатель с помощью детей организует и осуществляет трудовой процесс до получения результата. Ставился задача - показать рациональные способы организации и осуществления труда, акцентировать внимание на наиболее сложных трудовых действиях и способах самоконтроля. Поскольку педагог опирается на прочные знания детей данных уровней сформированности, эта часть занятий проходит быстро (5-7 минут).
Начинается занятие с проблемной ситуации для того, чтобы дети сами поставили цель труда и мотивировали его необходимость. Например, куклы собираются на день рождения, а платья грязные; зайчата хотят есть, а стол сервировать не умеют; медвежата пришли в гости к детям, а сесть на стулья не хотят, потому что они испачканы.
Мы считаем, что такая постановка цели обуславливается реальными потребностями людей и предполагает результат во всем объеме требований к его качеству: не просто расставить посуду на столе, а сделать это так, чтобы было удобно и приятно есть; выбрать посуду и приборы с учетом того, какая еда будет подана.
На наш взгляд, целесообразно вводить игровые персонажи (куклу Незнайку, неумелых зайчат и др.), так как стремясь научить их сервировать стол, мыть посуду или стирать, дети встают в активную обучающую позицию. Игра создает наиболее благоприятные условия для проявления знаний и умений, повышает результативность труда у четырехлетних дошкольников.
Постановка цели требует выбора предметов труда (что нужно мыть, стирать, обтирать от пыли), а это активизирует умственную деятельность детей.
На наш взгляд, формирование культуры осуществления трудового процесса, предполагает обучение организационным умениям. Осознанное освоение рационального способа организации конкретного трудового процесса базируется на знании последовательности трудовых действий и оборудования, необходимого для их выполнения. Поэтому, по нашему мнению, важно вспомнить порядок трудовых действий и используемые при этом инструменты.
Учитывая особенности наглядно-образного мышления, целесообразно рассмотреть фотографии, изображающие основные этапы данного трудового процесса. После этого воспитатель спрашивает, как нужно подготовиться к работе (засучить рукава, надеть фартук) и почему это необходимо сделать. Затем детям предлагается задание отобрать оборудование и расположить его так, чтобы с ним было удобно работать.
Детям высокого уровня сформированности трудовых умений задание предлагали с учетом усложнения, а именно в набор оборудования входили предметы, ненужные для осуществления данного трудового процесса. Ошибки исправлялись воспитателем сразу, если внимание детей было обращено на это, или в ходе выполнения трудового процесса самими детьми.
Полезная информация:
Методическая организация познавательной активности учащихся на уроках
английского языка
Основной формой организации учебной и воспитательной работы, где находят отражение все достижения современной педагогической науки является урок. Как дидактическая система урок имеет составляющие компоненты: цель, содержание, методы, структура. В методической литературе компоненты обозначаются и ст ...
Основные теории мотивации к обучению
Изучением мотивации занимались многие психологи, поэтому в современной психологической науке представлены самые разнообразные ее толкования. Так, А.К. Маркова под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Соответственно мотивы могут быть познавательными ...
Законы социального управления
Многообразие объекта управления по различным признакам диктует закон необходимого разнообразия и быстродействия. Неразвитость субъекта управления, ограниченность его способностей и возможностей действенно влиять на объект управления и продуктивно взаимодействовать с ним закономерно снижает управляе ...