Определение уровней общих и специальных трудовых умений детей средней группы дошкольного учебного заведения

Образование и воспитание » Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста трудовых умений в ходе выполнения поручений » Определение уровней общих и специальных трудовых умений детей средней группы дошкольного учебного заведения

Страница 1

В соответствии с поставленной целью и задачами исследования был проведен констатирующий этап эксперимента.

Цель: определить уровень общих и специальных трудовых умений детей среднего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего этапа эксперимента:

определить состояние решения проблемы формирования трудовых поручений у детей в экспериментальных группах детских садов;

выявить уровни выполнения трудовых поручений дошкольниками среднего возраста.

В эксперименте участвовали дети дошкольного учебного заведения № 50 г.Симферополя.

В ходе решения первой задачи констатирующего этапа эксперимента мы убедились, что работа по формированию трудовых умений и навыков в исследуемых группах проходит целенаправленно и планомерно. Руководствуясь государственной программой воспитания детей дошкольного возраста «Малятко» воспитатели экспериментальной и контрольной групп планируют в работе с детьми разные виды поручений хозяйственно-бытового труда, которые предусмотрены для детей этого возраста: сервировка стола; мытье посуды, баночек из-под краски; вытирание пыли; стирка кукольной одежды, мелких вещей и пр. Планирование трудовой деятельности зафиксировано во всех формах работы, предусмотренных программой, в ходе которых осваиваются следующие специальные трудовые умения: правильно и симметрично расставлять столовые приборы; наливать достаточное количество воды; намыливать; тереть губкой (тряпочкой), оттирать грязь; споласкивать; выжимать; тереть ткань о ткань при стирке, развешивать для просушки и т.д. В планах работы воспитателей зафиксированы задачи отражать процессы хозяйственно-бытового труда в играх на бытовую тему.

Вторая задача была направлена на выявления качества уровня выполнения трудовых поручений дошкольниками среднего возраста. Основный метод в проведении данного этапа эксперимента было наблюдение за учебно-воспитательным процессом.

Для определения уровня сформированности трудовых умений в ходе выполнения поручений мы руководствовались критериями, которые были определены в теоретической части исследования. Результаты наблюдений вносились в протоколы, представленные в таблице.

Так, в таблице на первом месте (для каждого вида поручений) стоит сформированность общих трудовых умений: умение самостоятельно поставить цель труда; спланировать основные этапы работы; организовать рабочее место, отобрав нужный материал и инструменты; проконтролировать качество промежуточных и итоговых результатов.

На втором месте сформированность специальных трудовых умений: умение намыливать; споласкивать; правильно раскладывать столовые приборы; умение получать теплую воду и т.д.

Таким образом, выделили следующие уровни сформированности:

«В» уровень (+ +) - сформированность общих и специальных трудовых умений, выполнение поручения по собственной инициативе.

«С» уровень(- +;+ -) - сформированность одного из видов трудовых умений (общих или специальных); работа по заранее намеченному плану, с подсказкой воспитателя.

«Н» уровень (- - ) - несформированность двух видов умений, выполнение поручений по инструкции и с помощью воспитателя.

Данные результатов заносили в таблицы отдельно по контрольной и экспериментальной группам.

Приведем протокол диагностики по уборке пыли на полке.

Экспериментатор: Гриша, посмотри, сколько пыли на полке, где стоят машинки. Вытри, пожалуйста, пыль. Что тебе для этого необходимо? Гриша (4г. 6 мес.) молчит.

Экспериментатор: Чем ты будешь вытирать.

Гриша: тряпочкой. Экспериментатор дает тряпочку. Гриша собирается выполнять поручение.

Экспериментатор: Давай ее намочим, так лучше оттереть грязь и пыль. Гриша подходит к крану, чтобы намочить тряпочку, засучивает рукава.

Экспериментатор: Гриша, тебе приятно будет мыть тряпочку в холодной воде? Гриша: Нет.

Экспериментатор: Давай возьмем теплую воду. Гриша опускает тряпочку в таз с теплой водой.

Экспериментатор: Для вытирания пыли на полке, тряпочка должна быть влажной, чтобы с нее не стекала вода ее необходимо хорошо отжать.

Экспериментатор делает вид, что занят другим делом, Гриша начинает попеременно отжимать тряпочку, отжимая ее то в левом кулачке, то в правом. Движения напоминают работу с пластилином. У него ничего не получается, с тряпочки бежит вода.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

О проблемы воспитания милосердия у детей
Такая проблема, как воспитание милосердия у детей, волнует людей на протяжении уже многих веков. Как представители святоотеческой мысли, так и светские мыслители считали необходим воспитывать эту добродетель, но если святоотеческая мысль не придумывала систематических приемом и методов для разрешен ...

Взгляды на реализацию компетентностного подхода в школе
В науке нет общего подхода к понятию компетентность, каждый автор понимает его по-своему. В этом широком контексте трактовки компетентности в мире продолжается работа по изменению содержания стандартов и процедуры аттестации преподавателей. В этом же контексте в России в 2001 году были сформулирова ...

Диагностика уровня развития мышления старших дошкольников
Для определения уровня развития мышления старших дошкольников нами были подобраны следующие методики: Методика "Логические задачи" Мозговой штурм Методика разработана А.3. Заком и предназначена для диагностики уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у с ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru