Очень важным Водовозова считала ознакомление детей с трудом людей в городских и сельских условиях. Она разработала тематику экскурсий по данному вопросу. Указанные мысли оказали несомненное влияние на развитие дошкольной педагогики в последующий период.
Современница Е.Н. Водовозой Е.И. Конради говорила, что дети с ранних лет должны приучаться уважать труд и трудящегося человека. Воспитание не может называться нравственным, если оно не ввело уважение к труду в плоть и кровь ребенка. У детей много задатков, при умелом использовании которых можно заложить прочные основы уважения к труду. Дети любят участвовать в труде взрослых, слушать рассказы о разных производствах, разговаривать с трудовыми людьми. Таким путем завязывается здоровое полезное общение, ребенок выносит конкретные представления о труде, у него появляется симпатия к людям труда. Ценно, что Конради особенно выделяла роль труда в нравственном воспитании детей.
Дальнейшее развитие идея трудового воспитания и её осуществление находят в деятельности таких видных представителей общественного дошкольного воспитания начала XX века, как Л.К. Шлегер и Е.И. Тихеева.
Л.К. Шлегер свои взгляды и педагогическую деятельность изложила в книге «Практическая работа в детском саду». Этот документ говорит нам о понимании сущности воспитания, о роли основных видов детской деятельности, о том, что наряду с игрой Л.К. Шлегер придавала важное воспитательно-образовательное значение детскому труду.
Особенно выделяла она ручной труд, работу детей по дереву, так как ручной труд развивает мускулы рук; разнообразные материалы способствуют сенсорному развитию. Неважно, что вещь, сделанная ребенком неизящна, иногда не закончена; важно его настроение, работа его мысли, его фантазия, его удовлетворение.
Ручной труд, по мнению Шлегер, способствует воспитанию у ребенка воли, выдержки, самодисциплины. В атмосфере детского труда в группе создается общее настроение, общие интересы. Но ручной труд может оказаться и опасным орудием, если в дошкольном возрасте свести его к выработке только технических навыков, надо избегать механической работы.
Е.И. Тихеева, талантливый педагог и деятель, активно участвовавшая в разработке теории дошкольной педагогики, рассматривает труд как одно из средств воспитания («Современный детский сад», 1914 г.). Тихеева широко привлекала детей в посильное участие в различных видах труда.
Основная задача детского сада, по её мнению, дать детям возможность действовать, занять их работой, которую бы они любили, пользу и значение которой понимали и чувствовали. Дети должны производить реальную, нужную, полезную работу (самообслуживание, соблюдение порядка в игрушках, уход за растениями и животными, посильное участие в стряпне). Попутно пойдет и расширение их знаний, представлений, упражнения в суждении, мышлении, речи. Все посильные работы ребенок должен приучаться выполнять самостоятельно, не рассчитывая на помощь и не пользуясь трудом других.
Л.К. Шлегер и Е.И. Тихеева были сторонниками выявления детского творчества в ручном труде. Ведущая роль воспитателя в этом вопросе не была ими достаточно сформулирована.
Большой вклад в развитие теории и методики трудового воспитания детей внесли Н.К. Крупская и А.С. Макаренко.
Н.К. Крупская сыграла большую роль в определении цели, задач, путей трудового воспитания детей дошкольного возраста, своеобразия их труда, содержания и форм организации. В своих работах Крупская указывала на необходимость и возможность вовлечения детей в трудовую деятельность с самых ранних лет. Труд в детском саду Н.К. Крупская рассматривала с воспитательной точки зрения. Она подчеркивала, что воспитательным средством труд будет только при определенных условиях: 1) интерес ребенка к труду; 2) организация труда таким образом, чтобы ребенок смог применять приобретенные знания и умения; 3) ребенку должен быть виден и понятен результат труда; 4) труд должен применяться и в повседневной жизни ребенка, чтобы ребенок чувствовал себя с самых ранних лет полезным членом общества.
Определяя, какие трудовые навыки должны получить дети в детском саду. Н.К. Крупская в то же время предостерегала, что нельзя сводить трудовое воспитание только к приобретению навыков, это будет, по её мнению, рабское понимание труда. За такую позицию она резко критиковала ученых, педагогов, а также программы детского сада (1932, 1934 г.г.), в которых трудовое воспитание сводилось лишь к формированию трудовых навыков.
Н.К. Крупская придавала особое значение коллективному труду. Она считала, что такая форма организации труда способствует тому, что каждый ребенок выполняет свою, хотя бы самую маленькую часть работы. Считала, что необходимо поддерживать и развивать трудовые объединения детей, возникающие по их инициативе.
Полезная информация:
Реализация принципа систематичности и последовательности
Этот принцип реализуется через планирование учебного процесса и путем организованного определенным образом обучения. Соблюдение принципа обеспечивает более прочное усвоение учебного материала и за меньшее время. Ему соответствуют следующие дидактические правила: учебный материал представляйте разде ...
Влияние оценки на эмоциональное состояние
подростков
Подростки уделяют внимание учебным занятиям гораздо меньше. Сфера жизнедеятельности подростков заметно расширяется: они участвуют в различных кружках, спортивных секциях, много времени уделяют общению, развлечениям. В подавляющем большинстве подростки относятся к учёбе довольно равнодушно, и успева ...
Психологический анализ урока в деятельности педагога
Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок (занятие) — основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и учащихся. Анализ урока является одним из важных способов осозна ...