Первоначальные мысли о трудовом воспитании зародились в эпоху Возрождения (XIV- XVI вв.). В этот период в педагогической мысли в противовес феодальной педагогике произошли большие изменения, ведущими стали идеи гуманизма. Были заложены основы педагогики двух зарождающихся классов - буржуазии и пролетариата. К представителям последней можно отнести ранних социалистов - утопистов - Т. Мора и Т. Кампанеллу.
Т. Мор, выдающийся английский мыслитель, гуманист. Выразитель наиболее прогрессивных педагогических идей, жил в период развития капитализма в Англии, когда происходило обнищание крестьян и ремесленников. Впервые в истории он выдвинул идеи трудового воспитания, связь обучения с участием детей в производительном труде. Мысли по этому вопросу изложены в его книге «Утопия», где в противовес строю, основанному на социальной несправедливости, рисуется утопическая картина идеального коммунистического общественного строя трудящихся, не знающего нищеты. В «Утопии» все живут своим трудом, нет тунеядцев, образование доступно всем - мужчинам и женщинам.
Близки к сказанному мысли о трудовом воспитании итальянского социалиста-утописта Т. Кампанеллы. В романе «Город Солнца» он рисует государство тружеников, где нет частной собственности. Здесь все трудятся и труд почетен. Дети воспитываются в общественных учреждениях, где особое внимание уделено заботе об их физическом развитии.
Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с трудом взрослых в различных мастерских - пекарне, кузнице, столярных, живописных и др. На восьмом году дети изучают естественные науки, наблюдая окружающую природу и общественно-полезный сельскохозяйственный труд. Воспитание на основе труда, по мнению Кампанеллы, избавит общество от праздности и тунеядства.
Ценна мысль социалистов-утопистов - связь труда с умственным и нравственным развитием, внимание к дошкольному возрасту. Но их идеи остались утопией, в практике они нашли ограниченное применение, так как гуманистическая педагогика была мало связана с борьбой за интересы широких народных масс.
Дальнейшее развитие идея трудового воспитания получила при развитии капиталистического строя у социалистов-утопистов XIX века. Сен-Симон и Шарль Фурье (Франция) и Роберт Оуэн (Англия) вели пропаганду трудового воспитания.
Будущий общественный строй - «Гармония» рисуется Фурье как объединение сельскохозяйственных и промышленно-производственных товариществ («Фаланги»). Труд у них всеобщий, соответствующий склонностям каждого человека. Фалангам передана от семьи и функция воспитания. Трудовое воспитание должно строиться с учетом возраста и склонностей детей. В ранние годы дети идут от игры к труду. С трех-четырех лет они посещают мастерские, работают с миниатюрными инструментами в поле и в саду; позднее выбирают себе ремесло, их труд идет на пользу обществу.
В трудовых процессах, по мнению, Фурье, дети должны получать сенсорное и умственное развитие, новые сведения и знания. Ценны его указания об использовании детской активности, подражательности. Важны методические советы - рекомендации трудового характера для младшего возраста, принцип коллективности в труде старших.
Таким образом, важно отметить стремление Фурье по-новому организовать воспитание детей в социалистическом обществе, воспитать всесторонне развитое, честное, трудолюбивое поколение. Но вместе с тем следует иметь в виду и ограниченность его взглядов - переоценку сил маленьких детей, тенденцию слишком раннего вовлечения их в производительный труд.
Роберт Оуэн - английский современник французских социалистов-утопистов - не только мечтал и занимался исканием разрешения проблем трудового воспитания в будущем строе «Гармонии», а стремился практически осуществить свои принципы. Здесь им были созданы на филантропических началах воспитательные учреждения для детей раннего дошкольного и школьного возраста рабочих, членов коммун. Сторонник всестороннего развития, Оуэн выделяет проблему трудового воспитания как одну из особо значимых. Цель трудового воспитания - готовить детей к любой деятельности и профессии, которую может потребовать от них общество.
Трудовое воспитание начиналось в его детских учреждениях с дошкольного возраста. Детей до десяти лет Оуэн делит на две группы: первая до пяти лет, вторая пять-десять лет. Основная деятельность детей - игра. Но примерно с четырех лет ребенка следует знакомить с трудом взрослых. Трудовое воспитание в большей мере должны получить дети второй группы, они посильно участвуют в доступных делах своей общины (коммуны) - в садоводстве, огородничестве, домашнем хозяйстве.
Впервые в истории Р.Оуэн пытался осуществить на практике идею соединения обучения с производительным трудом, организовать учебную работу с трудом детей на фабрике, в сельском хозяйстве; подчеркивал зависимость содержания и форм труда от воспитательных задач.
Полезная информация:
Влияние психологических и возрастных особенностей
младших школьников на овладение иностранным языком
Определенное содержание обучения иностранному языку невозможно без обращения к психологии − науке о закономерностях психического отражения действительности в сознании человека, исследующей душевные свойства, мыслительную деятельность и состояние индивида в зависимости от условий, в которых он ...
Особенности социально-педагогического сопровождения
подростка в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных
СМИ
Из рассмотренного в 1.1 и 1.2 параграфах теоретического материала следует, что формирование культуры потребления телевизионной информации впрямую зависит от способности подростка сохранять субъектность, т.е. от умения самоидентификации своей индивидуальной социальной реальности и противостояния соц ...
Теория учебной деятельности
Для того, чтобы быть успешной, т. е. приводить к научению при минимальных затратах усилий и средств со стороны обучающего и обучаемого, учебная деятельность должна соответствовать следующим основным требованиям: - быть как для обучающего, так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом, ...