По запасам в земной коре железо занимает 4-е место среди вех элементов после кислорода, кремния и алюминия. Намного больше железа в ядре планет, которое, по предложениям ученых, состоит из никеля и железа. Но это железо вряд ли станет доступным в обозримом будущем. В связи с этим важнейшим источником железа остаются залегающие на поверхности земли или небольших глубинах такие минералы, как магнетит Fe2O4, гематит Fe2O3, сидерит FeCO3.
(Демонстрируется слайд №7 с фотографиями основных минералов железа).
Они составляют основу главных железных руд – магнитного, бурого, красного железняка. Больше всего железа – 72,4% - содержится в магнетите.
(Демонстрируется слайд №8 с диаграммой, отражающей содержание железа в минералах).
На территории Мордовии (Ельниковкий, Краснослободский районы) есть месторождения железной руды, но они слабо изучены.
(Демонстрируется слайд №9 - карта с отображением расположения перечисленных районов на территории республики Мордовия).
Далее речь ведется о физических свойствах: железо – серебристо-белый блестящий металл (tпл=1539 C, tкип=3200 C), обладающий ферромагнитными свойствами, довольно тяжелый (ρ =7,87 г/см3). Железо пластично, т.е. ему можно придавать большую прочность и твердость за счет термического и механического воздействия (закалка, прокатка).
Существует железо технически чистое и особой чистоты. Разница в их свойствах – и физических, и химических – значительна. Технически чистое железо называется низкоуглеродистой электротехнической сталью. В этом названии отражены назначение материала и содержание главных примесей: углерода 0,02-0,04%, а кислорода, серы, азота и фосфора еще меньше.
Железо особой чистоты содержит менее 0,001% примесей.
Оба материала обладают хорошими магнитными свойствами, хорошо свариваются. Однако если технически чистое железо – металл средней активности, то высокочистое – почти – инертно. У железа высшей чистоты прочность намного меньше, чем у стали или чугуна. Поэтому в качестве конструкционного материала железо особой чистоты не применяется. Но если в него ввести в определенном порядке легирующие добавки, то оно сможет выдержать нагрузку до 600 кг/см2 вместо обычных 17-21 кг/см2.
(Демонстрируется слайд №10 , в котором отражена опорная схема «Физические свойства железа»).
По ходу рассказа учащиеся должны записать физические свойства железа по следующему плану:
Цвет: серебристо-белый
Твердость: твердый из-за примесей
Пластичность: пластичный
Плотность: 7,87 г/см3
Температура плавления: 1539 0С
Далее на экране появляется следующий пункт – химические свойства железа. Учитель задает вопрос: С какими веществами будет реагировать данный металл?
Демонстрируется слайд №11 с опорной схемой.
Работая в парах, учащиеся должны предсказать, какие химические свойства будет проявлять железо?
Учитель просит ребят составить уравнения в соответствии со схемой превращений:
|
| |||
| |||
Учащиеся работают и в тетрадях, и у доски.
Учащиеся переносят полученную схему в тетради. И записывают уравнения реакций, комментируя при этом по цепочке запись соответствующего уравнения реакции, расстановку коэффициентов. Затем проверяют правильность записей, при этом учитель дополняет их ответ:
Таблица 2.2 – Химические свойства железа
Без нагревания |
При нагревании |
С кислородом во влажном воздухе образуется Fe2O3 • nH2O |
С кислородом 3Fe +2O2=Fe2O3 • FeO |
C разбавленными HСl и H2SO4 Fe +2 HCl = FeCl2 + H2 Fe0 + 2H+ = Fe2+ + H20 С HNO3 (конц.) и H2SO4 (конц.) не реагирует |
C хлором 2Fe +3Cl2=2FeCl3 C серой Fe +S= FeS |
С солями Fe +CuCl2 = FeCl2 + Cu Fe0 + Cu2+ = Fe2+ +Cu0 |
С водой 3Fe +4H2O = Fe3O4 + 4H2 C HNO3 (конц.) и H2SO4 (конц.) реагирует |
Полезная информация:
Группа преобразований множества. Подгруппа группы
преобразований
В геометрии приходится производить не одно, а несколько преобразований, следующих друг за другом. Случай, когда рассматривается совокупность преобразований, обладающая тем свойством, что каждую конечную последовательность преобразований этой совокупности можно заменить одним преобразованием той же ...
Способы реализации принципов обучения
В педагогической интерпретации правило – это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или ино ...
Принцип систематичности и последовательности
Впервые этот принцип был применен Я.А.Коменским, считавшим, что, как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным. Этот принцип требует, чтобы процесс усвоения знаний шел в определенном порядке и системе. Содержание обучения и процесс обучения должны быть выстроены в лог ...