Особенности системы довузовской подготовки в России на современном этапе

Образование и воспитание » Управление процессом довузовского образования » Особенности системы довузовской подготовки в России на современном этапе

Страница 5

Касаясь возрастных рамок, довузовскую подготовку также можно рассматривать двояко. В широком смысле она включает в себя все ступени, которые предшествуют вузовскому этапу. Но традиционно этот термин «используют применительно к образовательным услугам, получаемым учащимися старших классов образовательных учреждений разного типа сверх базисного плана или в рамках его инвариантной части, как правило, при прямом или косвенном участии в образовательном процессе высших учебных заведений, а также на подготовительных курсах, малых факультетах и факультетах довузовской подготовки вузов». Иными словами, в этом случае возрастные рамки довузовской подготовки значительно сужаются и охватывают период осознанной подготовки молодежи к поступлению в вуз (как правило, это ученики 10-11 классов средней школы и лица, получающие начальное и среднее профессиональное образование)

Считаем, что довузовская подготовка – специфическая педагогическая категория, которую следует понимать как процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих способностей в особом образовательном пространстве, в котором ведется работа по профессиональной ориентации учащихся и поиску талантливой и одаренной молодежи.

Любой учитель, студент, ученик и т.д. обязательно взаимодействует с образовательной средой, в которой он должен адаптироваться, усвоить ее нормы и правила, измениться сам (личностно и профессионально), и по возможности влиять на изменение, развитие этой среды.

Особенно значимым в профессиональном становлении личности является период между школой и вузом, когда школьники, молодежь зачастую проявляют скоропалительный, необоснованный выбор профессии.

В этих условиях довузовская подготовка, реализуя принцип профессионализации, старается способствовать более успешной социализации молодежи, гибко реагируя на такие факторы, как возраст учащегося, место его рождения и / или проживания, национальность, уровень развития, семья, среда окружения и др.

В основу процесса довузовской подготовки положен ряд таких характеристик как: гибкость и динамичность, что означает быстрое перестраивание ее в соответствии с изменяющимися потребностями общества и личности; параллельность, которая предполагает одновременное обучение учащихся в системе основного и дополнительного образования; преемственность, органично дополняющая учебный процесс в основном и дополнительном образовании; рационализация содержания обучения (непосредственная связь его с целями обучения, внимание к междисциплинарным курсам); открытость – здесь могут обучаться без предварительного отбора не только школьники – учащиеся выпускных классов, но и другие группы и категории учащихся; усиление внимания к вопросам профориентации, раннего профессионального отбора в подготовке специалистов; развитие форм и режимов обучения в направлении обеспечения максимальной «дружественности» по отношению к слушателям.

Подзолков В.Г. указывает, что достижение цели образовательной политики в системе непрерывного образования должно выстраиваться как постоянное взаимное согласование запросов и возможностей, и координации действий, по крайней мере, разных пяти групп «пользователей», заинтересованных, каждый по-своему, в деятельности системы образования и поэтому активно проводящих свою политику в отношении последней.

Первый «пользователь» – это государство, перед которым школа отвечает за то, какого гражданина она формирует.

Второй – это город как мегаполис, требующий своего специфического регионального образования, или район, обладающий качественно другими образовательными потребностями в сравнении с мегаполисом.

Третий – это различные социальные слои и группы населения города или района, чьи образовательные потребности школа призвана удовлетворять.

Четвертый – это семья и региональная общественность, вместе с которыми школа должна осуществлять воспитание и социализацию детей и подростков.

Пятый – это те полипрофессиональные сообщества, которые сегодня создают фрагменты новых наук и практик XXI века и нуждаются в принципиально новых определяющих системах образования.

Через систему образования в регионе должно осуществляться качественное воспроизводство работников любой сферы (а, следовательно, поддержание оптимального функционирования региона как определенного социума), должны идти процессы социализации и развития людей, отвечающих требованиям времени, способных на качественно новом уровне развивать все общественные сферы региона; образование в регионе должно помочь сохранить существующий уровень жизни, общественного производства, культуры и т.д. на этапе спада и оказать существенное влияние на реализацию этапа возрождения и подъема.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Проект родительского собрания на тему: «Компьютеры: добро или зло в жизни ребенка»
Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши де ...

Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания
В.М. Минияров выделяет следующие основные семь характерологических свойств личности ребенка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и средств педагогического воздействия и о которых говорил в свое время Э. Берн. Получае ...

Развитие коммуникативной функции речи
Детям с задержкой в развитии доступна простота диалогической речи. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает н ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru