На рисунке 3 показано, что компетенции любого вида могут интегрировать разные способности, а также знания, умения и навыки.
Рисунок 3 – Иерархическая модель социально-профессиональной компетентности обучающегося
Дефиниции компонентов социально-профессиональной компетентности приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Структурные и содержательные аспекты иерархической классификационной модели социально-профессиональной компетентности обучающегося
№ |
Наименование |
Дефиниции |
Компоненты | |
1. |
Социально-профессиональная компетентность |
Системная характеристика личности. Комплекс интегрированных компетенций, проявленных на практике в успешной социальной и профессиональной сферах деятельности с осознанием личной ответственности за результаты деятельности и ее социальной значимости. |
Общие и профессиональные компетенции | |
1.1. |
Группа компетенций |
Совокупность различных компетенций, принадлежащих к определенной сфере деятельности. |
Общие, профессиональные или предметные компетенции | |
2. |
Компетенция |
Характеристика, выступающая как интегральное проявление способностей субъекта деятельности, знаний, умений и навыков, характеризующая его готовность к выполнению функций в рамках конкретного вида деятельности |
Способности субъекта деятельности, знания, умения и навыки | |
2.1. |
Общие компетенции |
Компетенции, имеющие общий характер и проявляемые в социальной и профессиональной деятельности |
Способности субъекта деятельности, знания, умения и навыки общего характера, необходимые для успешной социальной и профессиональной деятельности | |
2.2. |
Профессиональные компетенции |
Компетенции, проявляемые при работе с объектами профессиональной деятельности |
Способности субъекта деятельности, знания, умения и навыки специального характера, необходимые для успешной профессиональной деятельности | |
2.3. |
Предметная компетенция |
Компетенция, проявляемая в использовании способностей в целях учебно-познавательной деятельности по предмету изучения |
Способности субъекта деятельности, знания, умения и навыки специального характера, необходимые для успешной учебно-познавательной деятельности | |
3. |
Способности субъекта деятельности |
Системное качество субъекта деятельности, выступающее как интегральное проявление элементарных знаний, умений, навыков и способностей индивида при выполнении определенной функции |
Знания, умения и навыки, способности индивида | |
3.1. |
Знания |
Переработанная субъектом деятельности информация, получившая «свое место» в системе представлений человека о себе и окружающем его мире, которая имеет для него ценность |
Элементы знаний | |
3.2. |
Умения |
Усвоенный субъектом деятельности способ контролируемого, успешно выполняемого действия на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях |
Элементарные умения | |
3.3. |
Навыки |
Умение выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля |
Элементарные навыки | |
3.4. |
Способности индивида |
Свойства функциональных систем индивида, реализующих отдельные психические познавательные и психомоторные функции |
Задатки – анатомо-физиологические особенности организма человека |
Полезная информация:
Особенности состояния словаря синонимов
Далее было проведено исследование словаря синонимов. Наиболее сложными для детей экспериментальной группы были слова: "дремучий" - подбирались такие слова, как "дремлет", "древний" и т.д.; "знойный" - "злобный", "злючий", "зимний" ...
Учебное кино
Учебные видеофильмы являются прямыми наследниками и законными приемниками Учебного кино. Различия между ними заключается только в носителе изображения. В кино это целлулоидная пленка, а в видео это аналоговый или цифровой сигнал записанный на электромагнитную пленку, жесткий или оптический диск. Уч ...
Анализ и оценка результатов использования театрально-игровой деятельности в
развитии речи детей
Заключительный этап исследования – контрольный. Цель контрольного этапа – получения данных, подтверждающих или опровергающих нашу гипотезу, выявление влияния использования театральных игр и театрализованных постановок на общий уровень развития речи у детей в контрольной группе по сравнению уровнем ...