На рисунке 3 показано, что компетенции любого вида могут интегрировать разные способности, а также знания, умения и навыки.
Рисунок 3 – Иерархическая модель социально-профессиональной компетентности обучающегося
Дефиниции компонентов социально-профессиональной компетентности приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Структурные и содержательные аспекты иерархической классификационной модели социально-профессиональной компетентности обучающегося
№ |
Наименование |
Дефиниции |
Компоненты | |
1. |
Социально-профессиональная компетентность |
Системная характеристика личности. Комплекс интегрированных компетенций, проявленных на практике в успешной социальной и профессиональной сферах деятельности с осознанием личной ответственности за результаты деятельности и ее социальной значимости. |
Общие и профессиональные компетенции | |
1.1. |
Группа компетенций |
Совокупность различных компетенций, принадлежащих к определенной сфере деятельности. |
Общие, профессиональные или предметные компетенции | |
2. |
Компетенция |
Характеристика, выступающая как интегральное проявление способностей субъекта деятельности, знаний, умений и навыков, характеризующая его готовность к выполнению функций в рамках конкретного вида деятельности |
Способности субъекта деятельности, знания, умения и навыки | |
2.1. |
Общие компетенции |
Компетенции, имеющие общий характер и проявляемые в социальной и профессиональной деятельности |
Способности субъекта деятельности, знания, умения и навыки общего характера, необходимые для успешной социальной и профессиональной деятельности | |
2.2. |
Профессиональные компетенции |
Компетенции, проявляемые при работе с объектами профессиональной деятельности |
Способности субъекта деятельности, знания, умения и навыки специального характера, необходимые для успешной профессиональной деятельности | |
2.3. |
Предметная компетенция |
Компетенция, проявляемая в использовании способностей в целях учебно-познавательной деятельности по предмету изучения |
Способности субъекта деятельности, знания, умения и навыки специального характера, необходимые для успешной учебно-познавательной деятельности | |
3. |
Способности субъекта деятельности |
Системное качество субъекта деятельности, выступающее как интегральное проявление элементарных знаний, умений, навыков и способностей индивида при выполнении определенной функции |
Знания, умения и навыки, способности индивида | |
3.1. |
Знания |
Переработанная субъектом деятельности информация, получившая «свое место» в системе представлений человека о себе и окружающем его мире, которая имеет для него ценность |
Элементы знаний | |
3.2. |
Умения |
Усвоенный субъектом деятельности способ контролируемого, успешно выполняемого действия на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях |
Элементарные умения | |
3.3. |
Навыки |
Умение выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля |
Элементарные навыки | |
3.4. |
Способности индивида |
Свойства функциональных систем индивида, реализующих отдельные психические познавательные и психомоторные функции |
Задатки – анатомо-физиологические особенности организма человека |
Полезная информация:
Анализ результатов эмпирического исследования аспектов формирования социально-профессиональной
компетенции в учреждениях начального профессионального образования
Эмпирической базой исследования стал Курский Торгово-Экономический колледж. В исследовании приняли участие 87 человек. Учащиеся первого курса групп 1 ТОВ «А» и 1ОРГ «А» и третьего - группы 3 ТОВ «А» и 3 ОРГ «А». Используя данные, полученные в ходе исследования (Приложение1 таблица 6, 7, 8, 9) мы пр ...
Анализ показателей физического развития детей старшего дошкольного возраста
Полученные данные свидетельствуют, что мальчики в 5 лет имеют средний рост 112,1 см., в 6 лет показатели роста увеличиваются на 2,9 см,. к 7 годам достигает 119,6±0,63 см. У девочек в 5 лет длина тела в среднем равна 111,8±0,71 см, к 6 годам повышается на 4,4 см, а к семи годам увеличение составляе ...
Особенности лексической стороны
речи у детей с ОНР
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. В работах ...