Основы формирования и оценки компетенций в системе профессионального и среднего образования

Образование и воспитание » Управление процессом довузовского образования » Основы формирования и оценки компетенций в системе профессионального и среднего образования

Страница 1

Анализ психолого-педагогических исследований развития и социализации обучающихся позволил определить, что:

– развитие человека в контексте его целенаправленной деятельности определяется линейной триадой: целеформирование – самоопределение – самореализация, при этом самореализация, рассматриваемая как составляющая развития человека, представляет собой деятельность (процесс) по достижению им сформированных целей, характеризующуюся получением определенных результатов – индивидуальных достижений;

– при рассмотрении образования как совокупности процесса и результатов обучения и воспитания уточняется формулировка понятия индивидуальные образовательные достижения – результаты целенаправленной учебно-познавательной деятельности обучающегося, представляющие собой системную совокупность социально значимых сущностных свойств, качеств обучающегося, приобретаемых им в процессе обучения и воспитания;

– конкуренция и развитие производства приводят к постоянному обновлению технических и технологических ресурсов, вносят существенные изменения в позиции работодателей и стимулируют готовность ведущих российских инновационных учреждений профессионального образования работать на опережение с целью подготовки компетентных специалистов;

– основной целью профессионального и среднего образования является подготовка профессионально компетентных, конкурентоспособных и социально ответственных специалистов, способных к высококвалифицированному, творческому труду в сфере наукоемкого производства.

Анализ тенденций формирования требований к результатам подготовки показал, что:

в отечественном педагогическом сообществе ведется активный поиск методологического обоснования формирования требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ на основании компетентностного подхода;

под компетентностью понимается интегрированная характеристика качеств личности как результат подготовки выпускника учреждения профессионального образования для выполнения деятельности в определенных областях.

Проведенный анализ классификаций компетентностей и компетенций, предложенных отечественными и зарубежными исследователями, показывает, что:

такие свойства личности как конкурентоспособность и социальная ответственность рассматриваются разными исследователями в качестве составляющих компетентности специалиста и могут выражаться в общих или профессиональных компетенциях;

отсутствует четкое обоснованное разграничение сущности компетентности и компетенции;

компетентность включает в себя когнитивную и операциональную – технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие, либо когнитивный (познавательный), мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты;

проявление компетентности оценивается на основе сформированной у выпускника совокупности умений (интегративно отражающих эту компетентность) и его поведенческих (психологических) реакций, проявляющихся в разнообразных жизненных ситуациях;

компетентность личности носит интегративный характер и может включать в себя компетенции;

так же, как и компетентность, компетенции разделяются по видам (сферам) деятельности человека, либо на первичные и вторичные (академические и профессиональные; базовые и специальные; общие и переносимые), либо на внутренние и внешние (персональные и социальные; отношение к себе и к обществу);

компетенции личности рассматриваются, в основном, как способности, основанные на знаниях, умениях, навыках, опыте, ценностях и склонностях человека;

проблема систематики компетентности и компетенций обучающихся и выпускников образовательных учреждений является актуальной.

В результате исследований системных свойств и закономерностей формирования компетенций с позиций психологии, педагогики и системного анализа:

обоснована структура компетентности, состоящая из «ядра», представляющего собой «Я-концепцию», основанную на ценностных ориентациях, потребностях, мотивах и индивидуально-типологических особенностях индивида, и внешней составляющей – «оболочки» как системного комплекса социально-профессиональных компетенций;

определено, что свойства компетенций должны соответствовать их качественным определенностям и системным взаимосвязям, а именно: компетенции должны быть равнозначимы; сравнимость компетенций, основывается на объективной связи между ними и на соответствии по смыслу; сравниваемые компетенции могут различаться только одним существенным видом признака.

На основе обобщения моделей компетентности А.В. Хуторского и обобщения моделей компетентности В.И. Байденко и И.А. Зимней предложена структура социально-профессиональной компетентности обучающегося в учреждении профессионального образования (рис. 1).

Рисунок 1 – Структура социально-профессиональной компетентности обучающегося в учреждении профессионального образования

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Понятие и сущность метода обучения
Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине. Методы обучения определяются как система упорядоченных способов взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на достиже ...

Роль кабинета иностранных языков в повышении мотивации учащихся к изучению иностранного языка
Далеко не последнюю роль в стимулировании интереса учащихся к изучению иностранного языка играет оформление кабинета. Вопрос в том, как оформить кабинет так, чтобы у ребенка возникло желание говорить на этом языке. Здесь хорошо работает принцип, который можно было бы назвать «железным занавесом». С ...

Инновационные типы уроков литературы
Урок был и остается основной формой обучения и воспитания школьников. У него есть организационные, методические, педагогические, психологические, гигиенические и в нашем случае литературоведческие аспекты. Отсюда своеобразность подготовки к уроку зависит от его типа и вида. Современная методика и п ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru