Понятие о "здоровом образе жизни" у учащихся отождествлено с понятием "здоровье", причем 35% учащихся считают, что ЗОЖ - это "занятия спортом", т.е. они предусматривают определенные действия со своей стороны, направленные на укрепление и сохранение здоровья. Также 35% учащихся считают, что "здоровый образ жизни" - это отказ от вредных привычек, т.е. их знания еще не систематизированы. 10% учащихся, считают, что здоровый образ жизни - это правильное питание, т.е. их знания и представления фрагментарны и не точны, и 20% учащихся вообще не ответили на поставленный вопрос, что в свою очередь говорит о том, что они не имеют представления о понятии "здоровый образ жизни".
Отношение к состоянию своего здоровья у учащихся не вполне адекватное: 50% учащихся считают, что у них здоровье "отличное", 35% учащихся считают свое здоровье "удовлетворительное", 10% считают, что у них здоровье "не очень хорошее", и лишь 5% считают свое здоровье "плохое".
На вопрос "от чего зависит твое здоровье" 50% учащихся ответили, что их здоровье зависит от здорового образа жизни и занятий спортом, 10% учащихся к этим двум компонентам отнесли еще и закаливание. И только 5% опрошенных считают что, их здоровье зависит и от хорошего настроения, это говорит о том, что у детей не достаточно знаний о составляющих здоровья и ЗОЖ.
Большинство учащихся владеет знаниями о вредных привычках: 95% учащихся выделили курение как вредную привычку, 75% - употребление алкоголя, 40% - наркоманию.
Также не все учащиеся владеют достаточными знаниями о режиме дня, только 50% опрошенных выделили все правильные компоненты режима дня.
К занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся в большей степени положительно, 75% детей занимаются спортом "с полной отдачей", кроме того, 60% учащихся ходят в различные кружки и спортивные секции.
Следовательно, большинство учащихся класса склонны придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно, так всего лишь 10% учащихся делают по утрам зарядку каждый день, а 35% - лишь иногда, также 55% учащихся зарядку не делают совсем. Это говорит о том, что установка на самосовершенствование присутствует лишь у меньшинства учащихся исследуемого класса.
Таким образом, на основе результатов анализа анкет можно выделить разноуровневые группы учащихся в зависимости от их знаний и представлений о здоровом образе жизни:
Первая группа подростков, обладающая высоким уровнем, характеризуется наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к саморазвитию потенциалов собственного организма и личности, о ЗОЖ как совокупности форм и способов жизнедеятельности, дающих возможность личности всесторонне развиваться и совершенствоваться. Они регулярно включают в свою жизнедеятельность основные элементы здорового образа жизни.
Вторая группа подростков, относящаяся к среднему уровню, характеризуется частично сформированной мотивацией на ведение ЗОЖ. Учащиеся понимают важность и необходимость сохранения здоровья, но реальные практические действия совершают обычно в присутствии других детей, по настроению, по настоянию взрослых, т.е. у них отсутствует личная заинтересованности в ведении ЗОЖ.
Третья группа подростков относиться к низкому уровню - это дети с фрагментарным отношением к ЗОЖ, неполными и не системными знаниями и умениями в этой области. В основных понятиях ориентируются с трудом, знания в основном бытового характера, приобретенные стихийно, не всегда соответствуют реальности, интереса к собственному ЗОЖ почти не проявляют.
В соответствии с выделенными уровнями учащихся исследуемого класса можно распределить таким образом: высокому уровню учащихся соответствует 40% учащихся класса, среднему уровню 40% учащихся, к низкому уровню 20% учащихся.
Рисунок 1 - Группы учащихся в зависимости от уровня их знаний о здоровом образе жизни
Необходимо добавить, что в результате выше приведенного анкетирования мы выявили не только уровень знаний и представления детей о ЗОЖ, но и готовность к ведению собственного здорового образа жизни, состояния здоровья учащихся.
Полезная информация:
Понятия теории управления
Управление - это процесс создания целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов. отношения управления - отношения, возникающие по поводу распределения и использования власти, по поводу информации, дисциплины, инициативы, собственности, ...
Педагогические идеи мыслителей казахской степи: Коркут,
Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ахмед Югнаки
Истоки педагогической мысли казахского народа уходят в древность, в народные предания и легенды. Начало духовной жизни и культуры народов складывалось веками, воспроизводя и закрепляя в традициях мировосприятие человека, его мышление, образ жизни, поведение. Со временем изменялись представления, ре ...
Значение внеклассной работы в курсе экологического воспитания
В качестве дополнительной формы учебно-воспитательной работы с детьми можно назвать внеклассные занятия по естествознанию. Эта работа преследует те же цели, что и школьные занятия. Но в отличие от систематических уроков у внеклассной работы нет обязательной программы и строится она на основе интере ...