В 3-ем классе проводился специальный цикл занятий, представленный в пункте 1.3., на которых учащиеся овладевали знаниями и представлениями по исследовательской деятельности, выполняли задания, направленные на формирование исследовательских умений (см. приложение 2).
Проводя урок по окружающему миру, нужно стараться направить деятельность учеников в нужное и полезное для них русло. Все ученики ведут себя по-разному: одни активно принимают участие в уроке, другие медленно настраиваются на нужный темп урока.
При проведении урока необходимо учитывать особенности темперамента детей. Нужно помочь учащимся обрести уверенность, что любое их мнение заслуживает того, чтобы его высказать и выслушать. Важно, чтобы дети усвоили большой объем полученных знаний. Поэтому для учебных занятий были подготовлены презентации. В результате повышается интерес к предмету и возбуждается потребность в его удовлетворении, а система работы с картинами А.Васнецова на уроках москвоведения обеспечивает включение школьника в активную познавательную учебную деятельность.
Использовались различные задания и вопросы для развития исследовательских умений, например:
для тренировки умения выдвигать гипотезы предлагались вопросы типа: «Найди причину события …» (например, почему Красная площадь называлась «Торг», либо почему холм назывался «Боровицким»).
для развития умения классифицировать – задания на соотношение, вопросы на тему выделения какого-либо признака или события, которые учащиеся видят на представленной картине.
для развития способности наблюдать и анализировать предлагались задания и вопросы, такие как:
- что могут рассказать ученики, анализируя картину, о месте, где строились первые стены Кремля;
- могут ли пронаблюдать последовательность изменения строений, стен Кремля (по серии картин).
При подготовке к уроку необходимо понимать, что тема должна быть интересна и доступна детям, при знакомстве с ней – вызывать интерес и мотивацию к получению знаний на уроке.
Результативность проведения занятия можно оценить с помощью следующих критериев:
Наличие у учеников положительного мотива к исследовательской деятельности (они хотят попробовать свои силы в самостоятельном историческом анализе картин А.Васнецова);
Наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере (ученики испытывают радость, удовольствие от элементов исследовательской деятельности в течение занятия, им это интересно, они могут усилием воли концентрировать свое внимание в течение всего урока);
Переживание учащимися субъективного открытия (ученики утверждают, что сами получили знания, проанализировав картины А.М.Васнецова);
Овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.
Полезная информация:
Приемы выполнения аппликации из бумаги в старшей группе
Создание аппликации — это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу ...
Разработка урока по теме: «Цветовое решение интерьера детской
комнаты»
Тема урока: Цветовое решение интерьера детской комнаты. Цель: Сформулировать у учащихся знания о роли цвета в проектировании детской комнаты. Задачи: Образовательная: изучить психологические особенности восприятия цвета, роль цвета в создании интерьера детской комнаты. Развивающая: развитие творчес ...
Роль кабинета иностранных языков в создании языковой среды
Под языковой средой мы понимаем комплекс естественных и искусственно создаваемых условий для погружения и укоренения в культуре и приобретения посредством этого социальнозначимых качеств, а также достижение поставленных целей. В нашем исследовании создаваемая языковая среда ограничивается рамками к ...