Работа школьного социального педагога по формированию здорового образа жизни у подростков

Образование и воспитание » Работа школьного социального педагога по формированию здорового образа жизни у подростков

Существенные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни нашего общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современного человека. Экологические и социальные катаклизмы, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров - все это создает реальный гуманистический кризис человечества. Он особенно губителен для детей и молодежи, что проявляется в повсеместном росте жестокости, преступности, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков.

Кризис гуманизма особенно характерен для нашей страны, переживающей тяжелое состояние экономики, политики, идеологии, культуры, образования, серьезное изменение традиционного образа жизни.

Условия для взросления и развития молодежи в нашем кризисном обществе неблагоприятны. Вызывает тревогу состояние здоровья детей. Так, по данным медицинских исследований, в школах России лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35 - 40% - хронические заболевания. Общий рост хронических заболеваний детей за последние 10 лет вырос в 2,5 раза. В связи с этим вполне закономерен возросший интерес к проблемам здоровья в России со стороны не только медицинских работников, но и всего населения.

Степень разработанности проблемы. В исследовании проблемы формирования здорового образа жизни имеется несколько направлений:

- философско-социологическое (А.П. Бутенко, И.М. Быховская, В.З. Коган, А.В. Лисовский, Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич и др.);

-медико-гигиеническое (Н.А. Агаджанян, Н.М. Амосов, В.Е. Апарин, И.И. Брехман, И.В. Давыдовский, Ю.Л. Лисицын, В.П. Петленко и др.);

- психолого-педагогическое (А.В. Барышева, М.Я. Виленский, П.А. Виноградов, Т.А. Ильина, В.М. Минияров, В.А. Сластенин и др.).

Исходя из выше сказанного, работа по формированию здорового образа жизни у подростков представляется нам чрезвычайно актуальной.

В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования "Работа школьного социального педагога по формированию здорового образа жизни у подростков".

Проблема исследования: каковы наиболее эффективные социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни у подростков?

Цель исследования - выявить и апробировать наиболее эффективные социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни.

Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни подростков в деятельности общеобразовательной школе

Предмет исследования: социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни подростков.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы в теории и практике образования, изучить критерии формирования здорового образа жизни у подростков.

2. Выявить систему социально-педагогических условий формирования здорового образа жизни у подростков.

3. Осуществить диагностику уровня сформированности здорового образа жизни подростков.

4. Экспериментально проверить эффективность предложенной системы педагогических условий формирования здорового образа жизни подростков.

В качестве гипотезы нашего исследования выступило предположение о том, что социально-педагогические условия эффективного формирования здорового образа жизни подростков являются:

1) благоприятный психологический климат;

2) активная творческая обстановка;

3) пропаганда здорового образа жизни

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы на разных этапах исследования используется комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа и синтеза литературы, наблюдения, беседы, ранжирования, анкетирования, примера, сравнения, обобщения, педагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОАУ СОШ №49 г. Орска, 9А класс, классный руководитель - Алёхина Л.А., социальный педагог первой квалификационной категории - Коваленко А.П.

Методологическую основу исследования составляют современные научные труды валеологов в области формирования здорового образа жизни у детей (Вайнер Э.Н., Овчарова Р.В., Н.М. Амосов, И.И. Брехман, Г.К. Зайцев).

В процессе подготовки курсовой работы нами использовались исследования валеологов - Дыхан Л.Б., Апанасенко Г.А., Соковня-Семенова И.И. и др.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании выбора социально-педагогических условий формирования мотивации ЗОЖ подростков.

Практическая значимость исследования заключается в том что:

а) результаты позволят расширить спектр средств, способствующих повышению эффективности формирования здорового образа жизни у подростков; б) апробирована система профилактики и установлена ее эффективность; в) разработан комплекс информационно-обучающих занятий, направленный на повышение знаний здорового образа жизни у подростков; г) полученные данные могут быть использованы в деятельности как педагогов общеобразовательных школ, так и работников социальной сферы.

Курсовая работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключение, списка использованных источников и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.

В первом разделе "Теоретические аспекты здорового образа жизни" анализируется сущность понятий "здоровый образ жизни", "здоровье", выделяются критерии формирования здорового образа жизни у подростков, определены эффективные социально-педогогические условия формирования здорового образа жизни у подростков.

Во втором разделе "Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у подростков" представлены результаты опытно-экспериментальной работы, доказывается целесообразность выбранного нами подхода к изучению социально-педагогических условий, способствующих эффективному формированию здорового образа жизни подростков.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем курсовой работы составляет 56 страниц машинописного текста, в работе приведены таблицы, диаграммы. Список использованной литературы включает 28 источников.

На защиту выносятся следующие положение:

1. Работа по формированию здорового образа жизни представляет собой систему мер, направленных на профилактику болезней и укрепление здоровья подростков, посредством формирования ценностного отношения к здоровью.

2. Социально-педагогическими условиями эффективного формирования здорового образа жизни у подростов являются:

1) благоприятный психологический климат;

2) активная творческая обстановка;

3) пропаганда здорового образа жизни.

Полезная информация:

Оценивание учебных достижений учащихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения
На протяжении нескольких последних десятилетий в мире растёт понимание того, что стандартная процедура экзамена, опирающаяся, как правило, на тестирование, не позволяет отразить многие компетенции, умения и навыки, которые необходимо формировать у учащихся для обеспечения их успешности в профессион ...

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Мы умеем сравнивать, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. Чтобы сравнить (сложить или вычесть) дроби с разными знаменателями, надо: 1) привести данные дроби к наименьшему общему знаменателю; 2) сравнить (сложить или вычесть) полученные дроби. Пример 1. Сравним дроби и . Решение. ...

Приемы выполнения аппликации из бумаги в старшей группе
Создание аппликации — это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru