Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребенок постигает социальный опыт, накопленный человечеством.
Знакомство детей со скульптурой может иметь место во всех возрастных группах. В младшей и средней – это в основном предметы декоративно-прикладного искусства и скульптуры малой формы. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить и с монументальной скульптурой.
Какие же выразительные средства познает ребенок в процессе восприятия скульптуры?
Создание лепного образа всегда связано с передачей пластики, которую дети постигают не сразу. Но уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать плавность очертаний формы. Для этого при рассматривании скульптуры детей учат движениям руки в воздухе показать линию перехода одного объема в другой. Производя зрительный охват всей скульптуры, они вычленяют ее части. Под руководством взрослого ребенок дошкольник приходит к заключению, каким образом можно добиться плавного перехода одной формы в другую – путем заглаживания формы в другую – путем заглаживания формы пальцами или путем постепенного наращивания объема.
Скульптура открывает большие возможности для обучения детей композиции. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.
Под влиянием скульптуры дошкольники быстрее осваивают изображение фигур в действии. Их работы становятся ярче, выразительнее.
Прежде чем начать работу по знакомству детей со скульптурой, коллектив детского сада должен расширить свои знания о скульптуре (посещение выставок, музеев, чтение соответствующей литературы); пополнить методический кабинет скульптурой малой формы и народной пластикой, приобрести книгу о скульптуре.
Знакомство детей с малой скульптурой и народной пластикой можно начать с организации небольшой выставки, состоящей из нескольких скульптурой, разных по материалу и содержанию. После осмотра выставки с детьми проводится беседа о том, что такое скульптура, кто ее делает, из какого материала.
Скульптуру монументальную или парковую, которая находится недалеко от детского сада, дети рассматривают вместе с воспитателем во время экскурсии. Но предварительно воспитатель должен сам познакомиться со скульптурой, наметить вопросы, которые можно задать детям, подумать весь процесс осмотра скульптуры с детьми.
Большую работу по знакомству детей со скульптурой могут провести и родители. Они могут сфотографировать скульптуру, которая находится в городе, и сделать крупные фотографии или цветные слайды, Изображение должно производить с трех или четырех сторон. Однако использовать этот материал в качестве наглядного пособия можно лишь при повторной беседе о скульптуре, т.е. после того как дети побывали около нее во время экскурсии или прогулки с родителями. Если же знакомство со скульптурой начинать с восприятия наглядных пособий, то дети понимают изображенное не как объемный предмет, а как простую плоскостную картинку. Фотографии скульптуры с разных сторон понимаются ими как не относящиеся друг к другу изображения.
Полезная информация:
Анализ результатов использования музыкально-дидактических игр на
музыкальных занятиях в детском саду
Все используемые музыкально-дидактические игры и пособия применялись в течение нескольких занятий, постепенно становясь разнообразней и сложней, что позволило судить о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержанием музыкальных занятий. Анализ результат ...
Основные цели использования изобразительных средств наглядности
на уроках истории
Произведения художественной литературы рекомендуются во всех школьных учебниках по каждому курсу истории, привлекаются в качестве выразительного материала на уроках. И всегда художественная литература служит для учащихся одним из важных ист ...
Неделя русского языка как одна из форм массовой внеклассной работы
Эпизодические внеклассные занятия: беседы, лекции, устные журналы, конкурсы и даже вечера русского языка, - проводимые разрозненно, в отрыве одно от другого, не так эффективны, как постоянно действующие (лекторий, кружки русского слова и т.п.). Если в школе существует клуб любителей русского языка, ...