Эпизодические внеклассные занятия: беседы, лекции, устные журналы, конкурсы и даже вечера русского языка, - проводимые разрозненно, в отрыве одно от другого, не так эффективны, как постоянно действующие (лекторий, кружки русского слова и т.п.). Если в школе существует клуб любителей русского языка, который организует систематическое проведение всех внеклассных занятий, их воспитательная и образовательная роль значительно возрастает. Однако возможны и другие формы объединения таких видов занятий.
Н.Н. Ушаков, приводя пример, описывает попытку связать несколько эпизодических форм внеклассной работы одной общей идеей и предлагает провести целую неделю как путешествие в страну Русского Языка.
Началось путешествие с объявления о том, что школа начинает с такого-то числа путешествие по стране русского языка, а в это время учащиеся могут побывать в городе Алфавите, в пещере Архаизмов, на плоскогорье знаков препинания, на архипелаге междометий и других интересных местах. А пока каждый класс самостоятельно выбирает средство передвижения, устанавливает маршрут путешествия, во время путешествия ведет бортжурнал, выпускает газету-бюллетень, участвует в конкурсе любителей русского языка и заключительном вечере.
В конце объявления указывались “путеводители” по стране русского языка: “Слово о словах” Л. Успенского, “В мире слов” Б. Казанского, “Как рождаются и живут слова” М. Феллера и др.
Через неделю дети познакомились с картой страны. Школьников волновало множество вопросов.
До начала недели каждый класс выработал маршрут путешествия, в который входило обязательное посещение 2-3 пунктов всем классом, день самостоятельных путешествий и отчет о нем, веселый привал и заключительный вечер русского языка. Разработанная педагогами школы программа путешествия для всех классов произвела большое впечатление на учащихся.
Дальнейшее совершенствование обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ нацеливает школу на неуклонное повышение эффективности и качества воспитательной работы, на развитие познавательных интересов учащихся и приобретение ими навыков самостоятельного пополнения знаний, на тесную связь изучения основ наук с жизнью.
Неделя русского языка – общешкольное мероприятие. Это оказывает большое влияние на отношение учащихся к своей школе, соученикам, младшим ребятам.
Несомненно, главная организующая роль принадлежит учителю. Его энтузиазм, желание заинтересовать учащихся своим предметом окажут плодотворное воздействие на учеников. Организационный комитет Недели может выполнять все необходимые действия, связанные с организацией тех или иных мероприятий, но научная и методическая консультация о способах проведения их может быть дана только учителем.
Эффективными формами деятельности являются открытые заседания лингвистических кружков. Проведенные в дни Недели русского языка, такие заседания непременно привлекут внимание учащихся, и, возможно, некоторые из них станут постоянными участниками кружка.
Декада русского языка отличается от Недели, как видно, только по объему. В очень больших школах, каких в городе сейчас большинство, удобнее проводить Декаду русского языка, чтобы все классы имели возможность принять в ней участие. Если в школе каждая параллель включает 5-6 классов, то времени для того, чтобы провести викторину, конкурс во всей параллели, понадобится больше, поэтому Декада русского языка оказывается здесь более эффективной.
Полезная информация:
Роль кабинета иностранных языков в повышении мотивации учащихся к изучению
иностранного языка
Далеко не последнюю роль в стимулировании интереса учащихся к изучению иностранного языка играет оформление кабинета. Вопрос в том, как оформить кабинет так, чтобы у ребенка возникло желание говорить на этом языке. Здесь хорошо работает принцип, который можно было бы назвать «железным занавесом». С ...
Сохранение и забывание
Сохранение – это удержание заученного в памяти, т. е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание – исчезновение, выпадение из памяти, т. е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживание связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные хар ...
Содержание и методика проведения формирующего эксперимента
Выявив особенности усвоения детьми морфологической стороны речи, перешли к формирующему эксперименту, цель которого - закрепить навыки, усвоенных детьми, морфологических категорий, исправить пробелы в усвоении детьми некоторых грамматических конструкций в речи детей. Группа детей была разделена на ...