Рис. 1.
Восприятие человека не возможно без деятельности памяти и мышления. Большое значение в процессе восприятия имеет речь, название, т.е. словесное обозначение, предмета.
Основным способом развития восприятия является наблюдение. Наблюдение – восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления – сравнением, различением, анализом. Наблюдение – планомерное, целенаправленное восприятие. Наблюдать – значит не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушиваться. Наблюдение всегда осуществляют с определенной целью.
Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс умственной деятельности.
Умение наблюдать и подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей называется наблюдательностью. Она тесно связана с развитием профессиональных интересов человека.
Умение наблюдать играет огромную роль в самых разнообразных областях человеческой деятельности.
Наблюдательность прекрасно развита у художников, писателей, поэтов. Она необходима и педагогу. Без внимательных постоянных наблюдений невозможно сколько-нибудь глубоко понять психологические особенности ребенка и наметить правильные пути его развития и воспитания.
Совершенствование и развитие восприятия и наблюдения происходит в активной деятельности, в огромной мере в учебной деятельности. Чем старше школьник, тем более содержательным становится его восприятие, увеличивается объем воспринимаемого, восприятие становится плановым, последовательным, преднамеренным и всесторонним. Юноша уже способен ставить определенную цель – воспринимать те стороны предмета или явления, которые необходимы для получения определенных знаний, конечно, это в значительной мере определяется руководством учителя.
Юноша уже воспринимает довольно сложные явления. Этого требует все усложняющаяся учебная деятельность. Учителю необходимо добиваться того, чтобы предмет или явление воспринималось учащимися разносторонне в совокупности всех своих частей и различных признаков.
При восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом. Рассмотрим некоторые вопросы целостности восприятия. Тогда, когда ясно виден психологический продукт, который нужно получить в результате обучения, можно правильно и целенаправленно построить методику обучения. Прежде чем учить, надо знать, чему учить .
Одной из самых трудных, но принципиально важных задач, возникающих при исследовании природы сформированного навыка, новообразование, появляющихся в результате развития умения и перехода его в навык.
Сформированная способность одномоментного узнавания имеет своей основой процесс, в принципе сходный с опознавательным действием, отрабатывавшемся во время обучения. Сходство состоит в том, что на стадии “одномоментности” в период обучения воспринимаемый объект опознается на основе последовательной фиксации ряда его признаков существенных для некоторого класса объектов). Но в случае “одномоментного” опознания эта цепочка фиксации субъективно не замечается, т.к. процесс приобрел очень большую частоту, значительно сократился за счет выпадения лишних звеньев (в частности, вербальных), вышел из сферы сознательных действий и т.п.
С другой стороны, в ходе тренировки радикально меняется формируемый в начале обучения образ нового. Этот образ приобретает черты неделимости, он уже не расчленяется на ряд признаков и участвует как одна неделимая единица. Такой целостный образ служит для субъекта качественно новым опознавательным эталоном. Использование этого целостного эталона возможно лишь после осуществления ряда подготовительных процессов.
Полезная информация:
Системы обозначения
чисел для дошкольников
Существует несколько систем, позволяющих знакомить дошкольников с числами. Рассмотрим некоторые. В.А. Лай считал, что чем отчетливее, яснее и живее наблюдение вещей, тем отчетливее, яснее и живее возникают числовые представления. Детям показывали числовую фигуру. Например, фигура, обозначающая числ ...
Характеристика младших школьников с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания ...
Содержание работы социального педагога в учреждениях начального
профессионального образования
Основные должностные обязанности социального педагога в учреждении НПО очерчены широким кругом проблем. Социальный педагог организует воспитательную работу группе, общежитии, на курсе, потоке, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к ок ...