Трудности и неуспехи в решении учебных задач, усугубляемые отрицательными оценками учителя и соучеников, влекут за собой нарастание отрицательного отношения к учению, а это в свою очередь приводит к еще большему снижению уровня учебной деятельности и к еще худшим оценкам.
Автор предлагает неуспевающему ученику в старших классах доверять, оказывать помощь неуспевающему младшему классу, вследствие чего повышается самооценка, уверенность в себе, укрепления чувств собственного достоинства, при этом неуспевающему приходится выучить материал, который он будет давать, тем самым, восполняя пробелы в собственных знаниях.
Учитель всегда должен видеть в неуспевающем не только того, кто не справляется с учебной программой, но и личность, в которой хронический неуспех оставляет душевный шрам, не проходящий бесследно для будущего.
На практике, организуя учебно-воспитательную работу, учитель обычно соотносит достигаемые детьми результаты с их умственными способностями и отношением к учителю (старательностью), не принимая в расчет самооценку ребенка, его собственные представления о своих способностях, своей личности и об уровне реализации этих возможностей и способностей в учебной деятельности. Между тем от этих представлений зависят большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, осознания полученного результата как успеха или неуспеха, отношение к допущенным ошибкам, выбор для решения задачи в зависимости от степени ее трудности и ряд других важнейших моментов учебной деятельности.
Как уже было сказано выше, у школьников старшего возраста мотивы учения связанны с их будущей деятельностью. Старшие школьники – это люди, которые обращены в будущее. Все настоящее, в том числе и учение, выступают для них мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и отношение к окружающему миру.
На мотивы выбора профессии влияет множество факторов: школа, семья, общественные организации, литература, искусство и так далее. Самый важный фактор, влияющий на выбор профессии, конечно же являются способности, склонность к профессии. Под влиянием склонности к профессии обычно повышается самооценка значимых для нее качеств личности.
Социальная ситуация развития в ранней юности обуславливает активизацию самосознания, определяет его содержательную характеристику. Самосознание как ориентировка в самом себе необходимо для активного регулирования собственной деятельности .
Итак, проанализировав сказанное выше, сделаем следующий вывод:
на самооценку, самоопределение, самоутверждение юношей и девушек влияет множество факторов: семейное воспитание, отношения в семье; среда; внешний вид; здоровье; взаимоотношения со сверстниками; школа и другие учебные заведения, которые посещает юноша или девушка; благосостояние.
Восприятие уроков математики в ранней юности.
“Восприятие – отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств”.
Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Это называется иллюзией. Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. Это нашло отражение и в разговорной речи и в пословицах: “ не верь глазам своим”, “ обман зрения”. На уроках математики также можно столкнуться с этой психологической особенностью восприятия. Например, в геометрических чертежах диагональ большего четырехугольника кажется больше диагонали меньшего, хотя объективно обе диагонали равны [рис.1].
Полезная информация:
Реализация совокупности субъектно-ориентированных форм и видов
воспитывающей деятельности
Необходимым педагогическим средством, обеспечивающим успешность воспитания социальной активности детей наряду с проектированием содержания воспитания и подготовленностью педагогов к воспитанности является реализация совокупности субъект-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности, интег ...
Технология организации учебно-воспитательного процесса на основе
дифференцированного подхода к учащимся при обучении и проверки знаний
Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса считается выбор рациональной системы методов и приёмов обучения и оценки качества знаний, её оптимизация с учётом возраста учащихся, уровня их подготовки, развития общеучебных умений, специфике решаемых образовательных и воспита ...
Виды задач и способы их решения
Задачи по физике разнообразны по содержанию, и по дидактическим целям. Их можно классифицировать по различным признакам. По способу выражения условия физические задачи делятся на четыре основных вида: текстовые, экспериментальные, графические и задачи рисунки. Каждый из них, в свою очередь, разделя ...