Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте

Образование и воспитание » Влияние самооценки на восприятие урока математики в ранней юности » Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте

Страница 6

Схема 2.

Значительное влияние на личность подростка и юноши, в частности, на его самооценку, оказывает стиль взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. Таким образом, самооценка ребенка отражает родительскую оценку его достоинств (схема 2). Когда родители поддерживают ребенка, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение и другие положительные чувства, старшеклассник утверждается в мысли, что родители принимают его в качестве способного, продуктивного и достойного индивида.

Наилучшие взаимоотношения с родителями складываются обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребёнка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем четко и рационально.

Крайние стили воспитания, независимо от того авторитарный ли это стиль, или попустительский, дают плохие результаты.

К старшим классам автономия в поведении, как правило, уже достаточно велика: старшеклассник самостоятельно распределяет своё время, выбирает друзей, способы досуга и т.д. В семьях с более или менее авторитарным стилем общения эта автоматизация иногда вызывает острые конфликты.

Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют к родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих обеспеченных семьях дети не знают источники дохода и не заботятся об этом.

“Значимость” для юноши и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных средах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в среде досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.

При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие их темы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им мешает самолюбие. Семья же остаётся тем местом, где подросток и юноша чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.

Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности. Это общение требует взаимопонимания, внутренней близости, в нем раскрывается собственное реальное “Я”. Оно поддерживает самопринятие, самоуважение.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, уму необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением.

Как указывают многие авторы, положительная самооценка определяется тремя факторами: творческой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости.

Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. Всякая деятельность имеет определенную цель. Способность достичь ее дает чувство уверенности в своих силах. Для учащихся это овладение учебным материалом, для учителей – владение своим предметом и способность добиваться от учащихся нужного уровня знаний. Успех в этом дает и учителю и ученику сознание собственной компетенции. Чувство собственной значимости (или противоположное ему ощущение своей ничтожности) – является производным от общей оценки, которую человек интуитивно выносит себе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Полезная информация:

Проблема оценки готовности к введению профильного обучения
Под готовностью к введению профильного обучения будем понимать состояние образовательной системы (региональной, муниципальной, школьной), характеризуемое наличием в ней необходимых и достаточных условий (ресурсов, возможностей) внутреннего и внешнего характера, позволяющих в разумные сроки обеспечи ...

Взаимосвязи иностранного языка с другими науками
Взаимосвязи иностранного языка с другими учебными предметами разнообразны и многофункциональны. Наиболее плодотворные пути совершенствования учебного процесса по иностранным языкам при условии использования межпредметных связей можно усматривать в совершенствовании, как содержательного плана учебно ...

Условия успешной организации рефлексивной деятельности на уроке в начальной школе
В настоящее время в современной школе компонентом содержания образования являются предметные знания, умения, навыки, выделенные по областям науки. В педагогике и в практике образования уже остро поставлен вопрос о необходимости сдвига от содержания общего образования, понимаемого как знание содержа ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru