Все вышеуказанное обусловливает необходимость разработки концептуальных основ профилактики наркомании среди населения и программ оказания специализированной помощи лицам, употребляющих наркотические вещества и членам их семей. Попытки решить проблему путем активизации деятельности наркологических диспансеров, отделений не приносят должного результата.
Наркоманию называют "комплексным социо-психо-физиологическим расстройством". Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
С учетом актуальности данной проблемы нами была разработана целевая программа мероприятий по профилактике наркомании среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни. Программа разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления наркотиков и алкоголя подростками. Если сформулировать основную идею программы, то она может выглядеть следующим образом: "сделать школу территорией, свободной от ПАВ". И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности - техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.
При этом цель программы - уменьшение количества новых вовлечений школьников в зависимость от вредных привычек и повышение внимания к проблеме их профилактики среди учащихся и персонала образовательного учреждения. Важно, чтобы учащиеся, благодаря программе, осознали и прочувствовали значимость проблемы ПАВ, т.е. предложенные формы работы должны повысить восприимчивость учащихся к негативным последствиям вредных привычек.
Задачи программы:
создать комплексную систему мер, направленную на ликвидацию вредных привычек на территории школы;
предоставить учащимся объективную информацию о последствиях ПАВ;
выработать представление о негативном влиянии вредных привычек;
сформировать у учащихся негативное отношение к ПАВ;
сформировать у учащихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к спиртным напиткам, наркотикам, курению;
стимулировать процесс избавления от вредных привычек среди курящих школьников.
Программа предложена для реализации в школе сроком на один год. Финансирование происходит из средств бюджета школа, а также за счет привлечения спонсорских средств.
Для повышения эффективности программы следует учитывать несколько условий ее реализации:
хотя отдельные элементы программы носят запретительный характер, нужно принять во внимание, что изменение поведения осуществляется не в результате категорического запрета ПАВ, а при формировании критического мышления к существующей проблеме;
в реализацию программы следует включить максимальное количество инициативных учащихся всех классов, родителей, учителей. Надо постараться сделать ее "собственностью" всех, кто учится и работает в школе. Программа должна состоять из многих форм активности, и если некоторые из них окажутся не работающими, то оставшиеся дадут эффект и конечный результат будет достигнут;
изучение эффекта и регулярная оценка того, как идет программа, - важная часть любого проекта. Поэтому контроль над ее осуществлением должен быть объективным. Обо всех мероприятиях программы, ее успехах и проблемах необходимо сообщать всей школе, родителям, вышестоящему руководству.
При всем многообразии форм профилактической работы (оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, внеклассные виды деятельности, родительские собрания, сотрудничество со специализированными органами и т.п.) основное направление программы - профилактические занятия в 5-11 классах сроком реализации в один год.
Полезная информация:
Агрессивное поведение младших школьников как психолого-педагогическая
проблема
Приводят ли жестокие игры к агрессивному поведению? С тех пор, как существуют компьютерные игры, содержащие элементы насилия, агрессии и т.п., в СМИ периодически появляются сообщения о трагедиях, разыгравшихся на почве фанатичного увлечения виртуальными играми. Более того, с определенной периодично ...
Ознакомление с устройством инструментов и приспособлений
На занятиях в мастерских учащиеся изучают устройство и правила применения в работе режущего, измерительного инструментов и приспособлений. Необходимые знания и умения накапливаются у ребят при изучении конкретных инструментов, но необходимо стремиться к тому, чтобы со временем эти знания и умения с ...
Урок как основной метод обучения строевым
упражнениям
Основной формой организации учебной работы по начальной военной подготовке является урок, на котором учащиеся получают теоретические знания. Хорошая организация урока, умение провести его интересно, наглядно, на высоком воспитательном и научном уровне – требования, обязательные для каждого военного ...