Психолого-педагогические основания воспитания организованности как ключевого качества личности в младшем школьном возрасте

Образование и воспитание » Воспитание организованности младших школьников средствами ИКТ-технологий » Психолого-педагогические основания воспитания организованности как ключевого качества личности в младшем школьном возрасте

Страница 5

На основе развития памяти, произвольности, внимания, восприятия и мышления повышается уровень познавательной активности ребенка, его интеллектуальных способностей.

Что касается речевого развития детей, то они способны провести простейший звуковой анализ речи, умеют выделять отдельные звуки в словах. Речь носит, в основном, описательный характер, но уже намечается развитие объяснительной речи.

Ведущая деятельность на этапе младшего школьного детства – учебная.

Учебная деятельность младших школьников протекает в рамках учебных предметов. Их содержание дает учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке.

В этой связи значительную роль в становлении личности играет процесс воспитания.

Воспитание в широком педагогическом смысле - это специально организованный и управляемый процесс создания условий для развития, формирования и становления человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях.

Воспитание в конкретном педагогическом смысле - это "целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование у школьников ценностных отношений к окружающему миру и самому себе".

Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке, происходящие под влиянием целенаправленных воздействий педагогов, представления о результате педагогической деятельности.

Основными компонентами содержания воспитания организованности, по мнению Н.В. Бекузаровой, выступают:

- знания, раскрывающие перед ребенком сущность организованности, ее проявления, значение для жизнедеятельности человека, знания рациональной организации жизнедеятельности;

- умения оценить жизнедеятельность с точки зрения организованности, навыки и привычки рациональной организации жизни и деятельности, готовность считаться с желаниями и мнениями окружающих;

- неприятие пустого, бесцельного времяпрепровождения.

Анализ психолого-педагогических, методических исследований позволил определить основные направления воспитания организованности:

формирование представлений и понятий об организованности, ее показателях, уровнях, роли;

овладение и развитие знаний, умений, навыков, привычек организации жизни и деятельности;

воспитание доброжелательного отношения к людям, умения считаться с окружающими.

Ключевым методом воспитания организованности в младшем школьном возрасте выступает игра. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Для младшего школьника игра остается знакомым инструментом освоения действительности.

Л.Ф. Обухова очень емко определила игру как "деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности".

Структура игры:

- роль. Взяв на себя роль, ребенок начинает в опосредованной действительности воспроизводить поведение взрослых. Важность ролевого поведения заключается еще и в том, что в процессе игры ребенок воспроизводит поведение взрослого в знаково-символическом виде;

- игровые действия. Воспроизведение роли происходит через действия. Эти действия - не механические повторения основных характеристик поведения взрослого. Игровые действия – это "действия со значениями". Проследить развитие игры ребенка можно и потому, насколько далеко он может зайти в восприятии игрового предмета (собственно игрового значения реального предмета);

- воображаемая ситуация. Обыгрывание роли происходит посредством игровых предметов, которые в игре носят иное значение, отличное от повседневного;

- правила. Важная часть игры. От нее зависит произвольность поведения ребенка. Именно в игре происходит понимание важности действия по правилам, которые затем переносится ребенком в мир.

Важность игровой деятельности заключается и в том, что игра – это определенное средство гуманизации. В игре приходит понимание ценности другого человека, значения собственных действий, как действий, направленных на другого человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании
1. Лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем образовании. 2. Высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документы гос ...

Исследование роли дошкольного образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников
Целью нашей работы является: исследовать роль дошкольного образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. В связи с поставленной целью была выдвинута гипотеза: дошкольное образовательное учреждение играет важную роль в формировании здорового ...

Опытно-экспериментальное исследование по апробации метода проектной деятельности для развития рефлексивных способностей
Структура настоящего опытно-экспериментального исследования включает в себя несколько этапов: Пилотажное исследование - (февраль 2007 г. – март 2007 г.). Констатирующий эксперимент - (4 – 7апреля 2008 г.). Формирующий эксперимент - (8 – 18 апреля 2008 г.). Контрольный эксперимент - (19 – 22 апреля ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru