Психолого-педагогические основания воспитания организованности как ключевого качества личности в младшем школьном возрасте

Образование и воспитание » Воспитание организованности младших школьников средствами ИКТ-технологий » Психолого-педагогические основания воспитания организованности как ключевого качества личности в младшем школьном возрасте

Страница 2

Исходя из этого любое личностное свойство, в том числе и организованность, является сложным системным образованием, объединяющим выше указанные компоненты, интегрирующие в себе совокупность основных психических функций, а также личностные и индивидуальные характеристики субъекта (А. И. Крупнов). Центральным "ядром" анализа любого свойства личности, по утверждению А. И. Крупнова, является стремление. Например: стремление быть общительным; стремление быть ответственным; стремление быть организованным; стремление быть любознательным и т.д.

Стремление имеет свою силу, интенсивность, способы и приемы реализации (динамическая характеристика). Оно оценено со стороны направленности мотивации, осознается и осмысливается человеком (когнитивная характеристика), переживается и регулируется субъектом (эмоциональная и регуляторная характеристика) и имеет промежуточный и конечный результат. Иными словами, каждое свойство личности содержит динамический, мотивационный, когнитивный, эмоциональный, регуляционный и продуктивный компоненты. Каждый компонент содержит по две переменные, позволяющие охарактеризовать более детально любое свойство личности.

Организованность - это базовое свойство личности, и именно оно составляет основание для развития остальных более частных свойств. К таким базовым свойствам личности, по утверждению А. И. Крупнова, относятся: любознательность, ответственность, трудолюбие, ответственность, инициативность, целеустремленность, общительность. Н. И. Рейнвальд относит к таковым базовым свойствам, проявляющимся в различных видах деятельности: коллективизм, трудолюбие, любознательность, организованность. К. А. Абульханова-Славская основными свойствами личности считает инициативность и ответственность, которые выражают особенность саморегуляции, активности личности. Изучение каждого свойства, по словам С. И. Кудинова, должно строиться на выявлении его психологической структуры и нахождении устойчивых связей между ее компонентами. Целостность свойства подтверждается определенными взаимоотношениями между его внутренними составляющими. Организованность, как и другие базовые свойства личности - это целостное системное образование, имеющее индивидуальные и личностные характеристики.

К индивидуальным признакам относят динамический, эмоциональный и регуляторный компоненты, личностные признаки - мотивационный, когнитивный и продуктивно-коммуникативный компоненты. Исследовать организованность необходимо на основе анализа функциональных связей между индивидуальными и личностными компонентами. Каждый компонент в структуре организованности содержит по две переменные, условно разделенные - гармоничные и агармоничные.

Гармоничные переменные характеризуются силой, устойчивостью, многообразием стремлений, к ним относятся "эргичность", "стеничность", "интернальность". Агармоничные проявляются в неустойчивости, слабости, отказе от своих намерений - это "аэргичность", "астеничность", "экстернальность". В отличие от природообусловленных характеристик для социальных свойственно отсутствие четкой выраженности полюсности признаков. Для этих переменных более характерно взаимодополнение, а не противоположность.

Динамическая характеристика организованности представлена "эргичностью" и "аэргичностью". "Эргичность" характеризуется интенсивным стремлением к цели, планированием и обдумыванием своей деятельности, самоконтролем, аккуратностью, выделением главных и второстепенных дел, установлением сроков выполнения того или иного задания, предпочтением порядка в делах, подготовкой и организацией дел и т. д., т. е. "эргичность" выражает силу, интенсивность, устойчивость стремлений организованности.

"Аэргичность" характеризуется неустойчивостью проявлений организованности, отсутствием планомерности в достижении цели, отвлечении на посторонние дела, работой не с полной отдачей сил, частым отказом от ранее запланированного, переносом дел "на потом" и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Сущность естественного воспитания с точки зрения Ж.-Ж. Руссо
Свои взгляды на психическую природу ребёнка Руссо изложил в известном произведении «Эмиль или О воспитании». Интересно то, что считавшийся в XVIII – XIX вв. одним из наиболее значительных теоретиков воспитания Руссо детей не любил и никогда не занимался воспитанием даже собственных отпрысков, предп ...

Трудности логопедической работы
Одной из важнейших задач коррекционной педагогики на современном этапе ее развития является совершенствование логопедической работы, направленной на определение путей и способов эффективного преодоления нарушений грамматического строя при общем недоразвитии речи, на формирование функции словоизмене ...

Особенности формирования математических понятий в 5–6 классах
Всякое понятие, в том числе и математическое, является абстракцией от множества конкретных объектов, которые описываются им. В понятии отражаются устойчивые свойства изучаемых объектов, явлений. Эти свойства повторяются у всех объектов, которые объединяются понятием. Но каждый реальный объект имеет ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru