Исходя из этого любое личностное свойство, в том числе и организованность, является сложным системным образованием, объединяющим выше указанные компоненты, интегрирующие в себе совокупность основных психических функций, а также личностные и индивидуальные характеристики субъекта (А. И. Крупнов). Центральным "ядром" анализа любого свойства личности, по утверждению А. И. Крупнова, является стремление. Например: стремление быть общительным; стремление быть ответственным; стремление быть организованным; стремление быть любознательным и т.д.
Стремление имеет свою силу, интенсивность, способы и приемы реализации (динамическая характеристика). Оно оценено со стороны направленности мотивации, осознается и осмысливается человеком (когнитивная характеристика), переживается и регулируется субъектом (эмоциональная и регуляторная характеристика) и имеет промежуточный и конечный результат. Иными словами, каждое свойство личности содержит динамический, мотивационный, когнитивный, эмоциональный, регуляционный и продуктивный компоненты. Каждый компонент содержит по две переменные, позволяющие охарактеризовать более детально любое свойство личности.
Организованность - это базовое свойство личности, и именно оно составляет основание для развития остальных более частных свойств. К таким базовым свойствам личности, по утверждению А. И. Крупнова, относятся: любознательность, ответственность, трудолюбие, ответственность, инициативность, целеустремленность, общительность. Н. И. Рейнвальд относит к таковым базовым свойствам, проявляющимся в различных видах деятельности: коллективизм, трудолюбие, любознательность, организованность. К. А. Абульханова-Славская основными свойствами личности считает инициативность и ответственность, которые выражают особенность саморегуляции, активности личности. Изучение каждого свойства, по словам С. И. Кудинова, должно строиться на выявлении его психологической структуры и нахождении устойчивых связей между ее компонентами. Целостность свойства подтверждается определенными взаимоотношениями между его внутренними составляющими. Организованность, как и другие базовые свойства личности - это целостное системное образование, имеющее индивидуальные и личностные характеристики.
К индивидуальным признакам относят динамический, эмоциональный и регуляторный компоненты, личностные признаки - мотивационный, когнитивный и продуктивно-коммуникативный компоненты. Исследовать организованность необходимо на основе анализа функциональных связей между индивидуальными и личностными компонентами. Каждый компонент в структуре организованности содержит по две переменные, условно разделенные - гармоничные и агармоничные.
Гармоничные переменные характеризуются силой, устойчивостью, многообразием стремлений, к ним относятся "эргичность", "стеничность", "интернальность". Агармоничные проявляются в неустойчивости, слабости, отказе от своих намерений - это "аэргичность", "астеничность", "экстернальность". В отличие от природообусловленных характеристик для социальных свойственно отсутствие четкой выраженности полюсности признаков. Для этих переменных более характерно взаимодополнение, а не противоположность.
Динамическая характеристика организованности представлена "эргичностью" и "аэргичностью". "Эргичность" характеризуется интенсивным стремлением к цели, планированием и обдумыванием своей деятельности, самоконтролем, аккуратностью, выделением главных и второстепенных дел, установлением сроков выполнения того или иного задания, предпочтением порядка в делах, подготовкой и организацией дел и т. д., т. е. "эргичность" выражает силу, интенсивность, устойчивость стремлений организованности.
"Аэргичность" характеризуется неустойчивостью проявлений организованности, отсутствием планомерности в достижении цели, отвлечении на посторонние дела, работой не с полной отдачей сил, частым отказом от ранее запланированного, переносом дел "на потом" и т.д.
Полезная информация:
Значение сюжетного рисования в воспитании и развитии детей
дошкольного возраста
Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления об окружающей действительности. Сюжетное рисование вводится не раннее чем в средней группе, причем в начале как изображение 2–3 предметов, расположенных рядом. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображе ...
Сущность понятия «милосердие»
Понятие «милосердие» вернулось к нам пройдя большой путь. В послереволюционный период оно считалось отжившим, включалось в некоторые словари русского литературного языка как нечто архаичное, требующее разъяснения. В словарях милосердие определяется как: «Сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, гото ...
Дидактические основы использования технических
средств обучения и воспитания
Качество проведения занятий как в школе, так и в детском саду зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетания. живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями: являются источником информации; рац ...