Программное содержание: Упражнять детей в произношении звука з; учить отчетливо, произносить мягкий звук з (зи, зя) и твёрдыйь (за, зу); закрепить произношение звука з в отдельных словах и фразах; познакомить с повадками ежа.
Ход занятия:
Воспитатель рассказывает: «Однажды на прогулке Язычок познакомился с комаром.
- Простите, вы любите петь? – поинтересовался Язычок.
- Конечно, конечно, - закивал комар, - мы, комары, хорошие певцы. Наши песни звонкие, длинные. – И запел: зззззз.
- З-з-з-з-з, - Попробовал подпевать Язычок. Но у него звонкая песня получалась не сразу, потому что песня комара – трудная песня.
Дети, а не хотите ли вы спеть песню комара? Начинайте тихонько: з-з-з-з-з. Я уже говорила, что з-з-з-з-з – трудная песня. Не огорчайтесь, если она у вас получится не сразу.
А теперь давайте ещё раз споём песню комара « (хоровые и 5-6 индивидуальных повторений).
Педагог предлагает спеть длинную песню комара – з-з-з-з-з, затем песню большого комара – зу-зу-зу-зу и маленького комарика – зи-зи-зи-зи.
Воспитатель читает детям следующее четверостишие:
Вот обрадовались звери,
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
(К. Чуковский. Путаница)
Спрашивает, чему обрадовались звери (бабочка потушила горящее море), в какой сказке об этом написано («Путаница»), кто сочинил сказку (К. И. Чуковский).
Педагог предлагает рассказать, как звери выражали свою радость. Читает четверостишие ещё раз. Слова звуком произносят дети.
Воспитатель достаёт ежа и зайца (игрушки). Говорит, что они не будут соревноваться в беге, а просто приветливо и доброжелательно поприветствуют друг друга:
- Здравствуйте, уважаемый заяц! Как вы поживаете?
- Спасибо за заботу, дорогой сосед. У меня всё в порядке.
От лица ежа говорит воспитатель, а от лица зайца ребёнок. Упражнение повторяется 4-6раз.
Воспитатель дважды читает рассказ Е. Чарушина «Ёж». Спрашивает, что нового дети узнали о жителе леса – ежа. Повторяет заключительную фразу из текста. Слова занялись, зазевались произносят дети.
Занятия на дифференциацию звуков [с], [ш]
Конспект занятия на дифференциацию звуков [с], [ш] на основе сюжета «Приключения звуков [с] и [ш]»
Материал: изображения Замка Гласных звуков, Замка Согласных звуков; картинка «Страна Чудес» с изображениями забавных предметов, в названиях которых есть звуки [с], [ш]; игрушка или рисунок Страшилы; рисунки цветов, символы звуков; раздаточный материал - предметные картинки, в названиях которых есть звуки [с], [ш].
Ход занятия:
Оргмомент
- Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. Дети поднимают руки. - Подул теплый ветерок - ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками. - Подул холодный ветер - ос-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками. - Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Дети расслабляются. - Снова подул ветер. Дети снова напряглись и зашевелились, а затем расслабились.
Сообщение темы занятия:
- Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш.) Как подул хо-лодный ветер? (С-с-с-с.) Сегодня мы будем повторять звуки [с], [ш].
Сравнение звуков [с], [ш] по артикуляционным и акустическим признакам
Произношение звуков [с], [ш] в слогах
- Решили звуки [с], [ш] совершить путешествие. Мы отправляемся вместе с ними. Подошли звуки [с], [ш] к Красному Замку. Какие звуки в нем живут? (Гласные звуки.) Давайте подружим звуки [с], [ш] с гласными звуками. Звук [с] подружился со звуком [а]. Что получилось? (Слог са.) Аналогичные задания проводятся с другими звуками. Гласный звук [о] подружился вначале со звуком [с], а затем - со звуком [ш] и получились слоги . (Со, шо.) Познакомились слоги са - ша, су - шу, со - шо. Потом решили поговорить друг с другом: «Са-са. Ша-ша» (удивленно, с оживлением), «Су-су! Шу-шу!» (восхищенно), «Со-со-со. Шо-шо-шо» (грустно). Дети повторяют слоги с выражением эмоций.
Полезная информация:
Понятие
о формах теоретического и производственного обучения
В общеобразовательных школах, СПТУ и средних специальных учебных заведениях применяются урочная и внеурочная формы организации обучения, в каждой из которых используются фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной работы с учащимся. Все они в советской школе имеют коллективист ...
Жизнь одаренных детей в школе, проблемы их социализации
Одаренным детям ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых про ...
Функции обучения
Принцип целостности обучения отражает единство образовательной, развивающей и воспитательной функции. Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание - определяется как понимание, сох ...