Задание 4.
Цель: определить уровень представлений дошкольника о животных уголка природы и ближайшего природного окружения (характерные признаки внешнего вида, голосовые реакции, потребности, особенности поведения, среда обитания и др.).
Из разложенных на столе иллюстраций ребенку предлагают отобрать зверей, птиц, рыб, домашних и диких животных.
Вопросы и задания:
1. Где живут рыбы (птицы, звери)? Чем они питаются, как передвигаются, какие издают звуки?
2. Выбери животных, которые плавают (бегают, прыгают, ползают, летают).
3. Назови домашних животных. Почему они так называются? Могут ли домашние животные жить без помощи человека?
4. Каких диких животных ты знаешь? Где они живут?
5. Назови птиц, которых ты знаешь. Почему ты думаешь, что это птицы? (Если ребенок выбирает по картинкам, то "Как ты узнал, что это птица?").
Всего в ходе диагностики ребенку необходимо было ответить на 31 вопрос.
Ответы детей оценивались по трех бальной системе.
Критерии оценки ответов:
1 балл – нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.
В соответствии с критериями нами было определено три уровня сформированности у детей экологических знаний: высокий, средний и низкий.
Характеристика уровней:
Высокий уровень (93—78 баллов) -знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.
Средний уровень (77-47 баллов) – имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.
Низкий уровень (46-31 баллов)– ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.
Ответы детей заносились в протокол.
Сравнительная гистограмма распределения детей по уровням выполнения отдельно каждого задания в контрольной и экспериментальной группах приведена на рисунке 2.
Рис. 2 Распределение детей контрольной и экспериментальной групп по уровням выполнения заданий констатирующего эксперимента.
По количеству общих баллов выполненных заданий мы распределили детей по уровням сформированности экологических знаний и получили следующие результаты. (Таблицы 1 и 2).
Таблица 1. Распределение детей экспериментальной группы по уровням сформированности экологических знаний.
№ п/п |
Фамилия, имя |
Общий балл |
Уровень |
1 |
Агапова Ангелина |
42 |
Н |
2 |
Белозеров Данил |
45 |
Н |
3 |
Бурлеев Женя |
38 |
Н |
4 |
Васетская Даша |
64 |
С |
5 |
Клетнова Настя |
53 |
С |
6 |
Марковский Валера |
31 |
Н |
7 |
Соколов Женя |
45 |
Н |
8 |
Старова Аня |
49 |
С |
9 |
Юртаева Полина |
53 |
С |
10 |
Титов Кирилл |
43 |
Н |
Средний результат по группе |
46,3 |
Н |
Полезная информация:
Психолого-педагогические основы правового
воспитания детей старшего дошкольного возраста
Правовое воспитание дошкольников принято рассматривать в контексте решения задач нравственного воспитания. И если у человека не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование правовых норм будет носить механистический, формальный характер (на уровне запоминания, знания ...
Причины минимальных дизартрических расстройств
Минимальные дизартрические расстройства возникают при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Вследствие большой вариативности и комбинантности поражения двигательных проводящих путей черепно-мозговых нервов симптомат ...
Особенности строевой подготовки учащихся на
занятиях начальной военной подготовки
В настоящее время основы военной службы в общеобразовательных учреждениях изучаются в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), как специальный раздел. Изучение раздела «Основы военной службы» в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» вместо отдельного предмета «Начальная во ...