В дошкольном возрасте экологическое воспитание необходимо проводить с учетом возрастных особенностей детей.
Цельюконстатирующего этапа эксперимента стало определение уровня сформированности экологических знаний детей контрольной и экспериментальной групп.
Задачи:
1. Учитывая возрастные особенности детей подобрать диагностируемый материал;
2. На основе подобранной методики провести диагностику сформированности экологических знаний детей контрольной и экспериментальной групп.
Для проведения констатирующего эксперимента нами был изучен диагностируемый материал, разработанный С.Н.Николаевой. Данная методика была адаптирована к конкретному эксперименту.
Констатирующая диагностика проходила в спокойной и естественной для детей обстановке.
Детям было предложено выполнить следующие задания.
Задание 1.
Цель: выявить представления детей о характерных особенностях каждого сезона, закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону (изменения в неживой природе, в растительном и животном мире, сезонный труд людей в природе).
Ребенку предлагают выбрать и рассмотреть картинку с изображением природы летом (осенью, зимой, весной). Целесообразно подобрать картинки, отображающие характерные признаки каждого сезона, особенности жизни людей, растений и животных.
Вопросы и задания:
1. Как ты узнал, что на картинке изображено лето (осень, зима, весна)?
2. В какое время года холоднее (теплее) всего?
3. Какое сейчас время года? Как ты определил, что сейчас весна (лето, осень, зима)?
4. Какое время года наступит после весны?
5. Какая погода бывает весной (летом, осенью, зимой)? (Попросить ребенка словом определить состояние погоды: солнечно, пасмурно, дует ветер и т. д.). Как светит солнышко? Когда дует холодный (теплый) ветер, идет снег (дождь)?
6. Почему весной распускаются листья на деревьях и кустарниках, расцветают цветы?
7. В какое время года много травы, цветов? Найди картинки и назови известные тебе цветы.
8. Почему летом на лугу много бабочек?
9. Когда вянут трава и цветы, желтеют и опадают листья с деревьев?
10. Разложи карточки с изображением дерева в разные сезоны по порядку и расскажи, что происходит с ним осенью, зимой, весной, летом.
11. Как животные готовятся к зиме? (Птицы улетают, белка делает запасы, заяц становится белым и др.)
12. Кто из животных спит зимой? Спят ли зимой заяц, волк, лиса?
13. Что делают люди весной (летом, осенью) в огороде, поле, саду?
14. Какое время года нравится тебе больше: зима или лето? Почему?
Задание 2.
Цель: выявить представления детей о живом (неживом), растениях и животных как живых существах; умение определять принадлежность объектов природы к живым существам на основе выделения признаков живого (дышит, питается, растет и изменяется, передвигается и др.).
Ребенку предлагают выделить все живое из предметного окружения группы. В случае затруднения задают вопрос: животные (растения) – живые? Почему?
Задание 3.
Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о растениях разных морфологических групп (умение узнавать и правильно называть растения, особенности внешнего вида, потребности растений, способы ухода и др.).
Ребенка просят назвать знакомые комнатные растения, показать и определить словом их части.
Вопросы и задания:
1. Какое комнатное растение похоже на дерево (куст, траву)?
2. Чем дерево отличается от кустарника (травы)? Назови знакомые тебе деревья (кустарники, цветы).
3. Что нужно для того, чтобы растение росло?
4. Как ты ухаживаешь за комнатными растениями?
5. Что произойдет, если не поливать растение (поставить его в темное место, холодное помещение)?
В случае затруднения перед ребенком раскладывают картинки с изображением древесных и травянистых растений, того, что нужно для их роста и развития (солнце, дающее свет и тепло, вода, земля); фотографии, отображающие знакомые детям способы ухода, особенности состояния растений при недостатке влаги, света, тепла.
Затем выявляют содержание знаний о растениях естественных и искусственно созданных биоценозов.
Вопросы и задания:
6. Выбери растения леса (огорода, сада, цветника).
7. Где растут овощи (фрукты, цветы)?
8. Кто посадил цветы на клумбе (овощи в огороде)? Назови знакомые тебе цветы (овощи).
9. Могут ли овощи расти в лесу?
10. Из чего выросли овощи (цветы)?
11. Расскажи, как мы выращивали цветы (сеяли семена, поливали, рыхлили землю, пропалывали и др.).
Выявляя знания об изменениях во внешнем виде хорошо знакомых растений, детям предлагают картинки с изображением разных стадий роста гороха, просят разложить их в определенной последовательности, объяснить свои действия.
Представления о садовых цветах, овощах, фруктах целесообразно выявлять с помощью настольно-печатной игры "Во саду ли, в огороде".
Полезная информация:
Анализ показателей физического развития детей старшего дошкольного возраста
Полученные данные свидетельствуют, что мальчики в 5 лет имеют средний рост 112,1 см., в 6 лет показатели роста увеличиваются на 2,9 см,. к 7 годам достигает 119,6±0,63 см. У девочек в 5 лет длина тела в среднем равна 111,8±0,71 см, к 6 годам повышается на 4,4 см, а к семи годам увеличение составляе ...
Принципы обучения
В дидактике профессионально-технического образования принципы процесса профессионального обучения являются важнейшей категорией. Они связаны с целями обучения и воспитания и имеют исторический характер; некоторые из них утрачивают свое назначение, другие перестраиваются, возникают новые принципы, ...
Анализ влияния
оценки на эмоциональное состояние обучающихся
Для изучения влияния оценки на эмоциональное состояние школьников, было проведено тестирование среди учащихся 15–16 лет. Первый тест проводился по методике «диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения». В тестирование принимало участие 20 человек. Тест состоит из 30 пар про ...