Исследование особенностей непроизвольного запоминания у старших дошкольников в условиях различного восприятия информации

Образование и воспитание » Изучение особенностей непроизвольного запоминания » Исследование особенностей непроизвольного запоминания у старших дошкольников в условиях различного восприятия информации

Страница 1

Объектом исследования выступает непроизвольная память старших дошкольников.

Предмет исследования: особенности непроизвольной памяти старших дошкольников при визуальном и кинестетическом действии с предметами

Целью нашего исследования является изучение особенностей непроизвольного запоминания и особенностей классификации предметов в условиях различного типа действия с предметами.

Мы перед собой поставили следующие задачи:

Исследование способностей старших дошкольников к классификации предметов;

Исследование особенностей непроизвольного запоминания старших дошкольников в процессе деятельности с предметами4

Исследование особенностей непроизвольного запоминания старших дошкольников в процессе деятельности с изображениями предметов;

Сравнение особенностей непроизвольного запоминания у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста;

Сравнение полученных данных с результатами исследования Л.М. Житниковой;

Методики:

Исследование непроизвольной памяти у дошкольников Л.М. Житниковой;

Методы математической обработки данных по U-критерию Манна-Уитни и Т-критерию Вилкоксона

Выборка:

В эксперименте принимали участие 30 детей (15 мальчиков и 15 девочек) старшего дошкольного возраста (5–6,5 лет), воспитанников ДУ №361 г. Харькова (группы №5 и №7).

Исследование особенностей непроизвольного запоминания Л.М. Житниковой

Исследование Л.М. Житниковой проходило с дошкольниками различного возраста и заключалось в том, что ребенку предлагались карточки с изображениями некоторых предметов. Эти карточки можно объединить в определенные смысловые группы (например, дикие животные, цветы и т.д.). Ребенку предлагалось разложить эти карточки по группам, дать названия этим группым, а после поведения работы – вспомнить, как назывались группы и какие карточки испытуемый запомнил. После первого занятия с ребенком, исследователь встречался с ним еще несколько раз, постепенно обучая классифицировать карточки. В заключении, снова проводилось повторное исследование по самостоятельной классификации карточек и запоминанию картинок.

Наше исследование проводилось в 3 этапа. Изначально вся группа дошкольников была разделена на 2 равные подгруппы (по 15 человек).

1 этап. Констатирующий эксперимент. Проводился с каждым испытуемым индивидуально в обеих подгруппах по одинаковой схеме. Ребенку предлагалось 27 карточек с изображением различных предметов. Карточки можно было разложить по 6 группам: дикие животные (6 элементов), домашние животные (6 элементов), инструменты (3 элемента). Оружие (3 элемента), грузовые автомобили (4 элемента), фрукты (5 элементов). Далее просили распределить карточки по группам «как он считает нужным» и назвать эти группы. После того, как ребенок выполнял задание, карточки убирались со стола и через 1–2 минуты испытуемому предлагалось вспомнить группы картинок, с которыми он работал. Также предлагалось вспомнить картинки в каждой конкретной группе.

2 этап. Формирующий эксперимент. Работа проводилась в подгруппах сразу со всеми детьми. В первой подгруппе детям предлагались игрушки аналогичные картинкам на первом этапе исследования. На стол перед детьми выкладывалось 27 игрушек (6 групп). В течение 5–7 минут дети изучали игрушки, разбирали, немного игрались со всеми элементами. Далее дети все вместе пытались распределить игрушки по группам, называя каждую и определяя ее. Также дети пытались дать название группам игрушек. После проделанной работы игрушки убирались со стола, и через 2–3 минуты испытуемым предлагалось вспомнить группы игрушек и элементы этих групп.

Во второй подгруппе проводилась работа, аналогичная проделанной в первой подгруппе, но вместо игрушек детям предлагались карточки, которые использовались на первом этапе работы (27 карточек, 6 групп).

3 этап. Констатирующий эксперимент. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком в обеих подгруппах (по одинаковой схеме). Предлагалось 40 карточек с изображением различных предметов. Карточки можно было разложить по 9 группам: дикие животные (6 элементов), домашние животные (6 элементов), инструменты (3 элемента), общественный транспорт (3 элемента), индивидуальный транспорт (3 элемента), фрукты (5 элементов), посуда (6 элементов), цветы (4 элемента), грибы (4 элемента). Ребенка просили распределить карточки по группам «как он считает нужным» и назвать эти группы. После того, как ребенок выполнял задание, карточки убирались со стола и через 1–2 минуты ему предлагалось вспомнить группы картинок, с которыми он работал. Также предлагалось вспомнить картинки в каждой конкретной группе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Выявление влияния стиля семейного воспитания на уровень адаптации детей с ДЦП и без данной патологии к школе
С помощью опросника для определения школьной адаптации учащихся начальных классов, методики Баркан А.И.РОД, проведении однофакторного дисперсионного анализа(ANOVA) мы выявили отсутствие влияния стиля семейного воспитания на уровень адаптации детей с ДЦП и без данной патологии. Полученные данные отр ...

Понятие самооценки школьника
По мере того как дети становятся старше, у них формируются все более точные и полные представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах. Самооценка личности – ценность, которая придается индивидом себе или отдельным своим качествам. Основным критерием самооценки выступает сис ...

Художественная литература на уроках истории
Художественный образ увеличивает эмоциональное воздействия рассказа учителя и воспитывает определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, возбуждая сочувствия, восхищения, негодования, ненависть. Этические нормы и идеи выражены не в отвлеченном формулировании, а в ярких образах, действующ ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru