Причины речевых нарушений

Страница 1

Представления об этиологии речевых расстройств на всех этапах изучения данной проблемы отражают понимание их сущности, а также общие методологические направления определенной эпохи и авторов.

Хватцев М.Е. впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнул их тесное взаимодействие. Он также выделил органические, функциональные (психогенные), социально – психологические, и психоневрологические причины.

В возникновении речевых расстройств большая роль принадлежит экзогенно–органическим факторам. По классификации Хватцева М.Е. они могут быть органическими центральными, при поражении головного мозга, и органическими периферическими, если под влиянием различных неблагоприятных внутриутробных факторов нарушается морфологическое развитие периферического речевого аппарата.

Под экзогенно – органическими факторами понимают различные неблагоприятные воздействия (инфекции, травмы, интоксикации и др.) на центральную нервную систему ребенка и на его организм в целом. В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную патологию, или пренатальную, повреждение при родах (натальная патология) и воздействие различных вредных факторов после рождения (постнатальная патология). Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной системы ребенка при родах.

Ведущее место в перинатальной патологии нервной системы занимают асфиксия и родовая травма. Возникновению внутричерепной родовой травмы и асфиксии способствует нарушение внутриутробного развития плода. Родовая травма и асфиксия усугубляют нарушения развития мозга плода, возникшие внутриутробно. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать и речевые зоны коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза.

При внутриутробных поражениях мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения, сочетающиеся, как правило, с другими полиморфными дефектами развития. Они могут наблюдаться при заболевании беременной женщины краснухой, цитомегалией, токсоплазмозом и другими вирусными инфекциями. При этом тяжесть речевых нарушений и других дефектов развития во многом зависит от времени поражения мозга во внутриутробном периоде. Наиболее тяжелые повреждения отмечаются в первом триместре беременности, а также во время всего периода эмбриогенеза, т.е. от четырех недель до четырех месяцев беременности.

Нарушения внутриутробного развития плода могут возникать в связи с вирусными заболеваниями, приемов лекарственных препаратов, ионизирующей радиации, вибрацией, алкоголизмом и курением во время беременности.

Токсикозы беременности, недоношенность, недлительная асфиксия в родах вызывают нерезко выраженные минимальные органические повреждения мозга.

Речевые нарушения могут возникать и в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на мозг ребенка и на последующих этапах его развития. Структура этих речевых нарушений различна в зависимости от времени воздействия вредности и локализации поражения мозга.

Таким образом, при оценке роли экзогенно – органического фактора в возникновении речевых расстройств в детском возрасте необходимо учитывать время, характер и локализацию повреждения, особенности пластичности нервной системы ребенка, а также степень сформированности речевой функции в момент повреждения мозга.

Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют и наследственные факторы. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию под влиянием даже незначительных неблагоприятных воздействий. В некоторых случаях наследственные факторы выступают как ведущие причины.

Важно не только выделять органические (центральные и периферические), а также функциональные причины речевых расстройств, но и представлять себе механизм речевых нарушений под влиянием тех или иных неблагоприятных воздействий на организм ребенка. Это необходимо как для разработки адекватных путей и методов коррекции речевых расстройств, так и для их прогноза и предупреждения.

В возникновении речевых нарушений большую роль играют и социальные условия, и факторы, способствующие или препятствующие возникновению расстройств речи.

Выводы по первой главе: Таким образом, сопоставляя данные о закономерностях развития языка и общего психического развития ребенка, можно сказать, что формирование речи (понимаемой во всей совокупности ее сторон, свойств и качеств) зависит от достаточной речевой практики (последняя осуществляется под влиянием окружающей среды) и, в частности, от воспитания и обучения, которое начинается с первых дней жизни ребенка.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Особенности строевой подготовки учащихся на занятиях начальной военной подготовки
В настоящее время основы военной службы в общеобразовательных учреждениях изучаются в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), как специальный раздел. Изучение раздела «Основы военной службы» в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» вместо отдельного предмета «Начальная во ...

Показатели и критерии уровней агрессивности
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие: Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и н ...

Принципы педагогики
Уже многие годы проходят международные семинары по гуманной педагогике «Без сердца что поймём?» Не наша вина, а беда, что педагог не обращается к сердцу. Часто возражают: «Если детей любить в школе, то, как такие дети будут потом жить в обществе?» На это можно ответить: «С совестью вообще жить труд ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru