Организация наблюдений и практических работ на местности – особенность обучения географии, необходимое условие, при котором учитель управляет процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники при этом обогащают свой жизненный опыт; у них формируется конкретно-образное, а затем и абстрактное мышление как основа для усвоения теоретических знаний (понятий, связей, закономерностей).
Наблюдения в процессе изучения географии учащиеся начинают вести при изучении начального курса географии. Они включают метеорологические и фенологические наблюдения, результаты которых фиксируются в специальных дневниках. Материалы наблюдений используются в процессе изучения теоретического материала об атмосфере, гидросфере и биосфере. Обработка собранных материалов наблюдений состоит в вычерчивании графиков хода температур, диаграмм облачности, розы ветров, расчетов средних температур и т.д. Накопленные за несколько лет материалы наблюдений за погодой своей местности, сроками замерзания и вскрытия водоемов, началом вегетации растений и др. явлениями служат ценным материалом для проведения практических работ на уроках. Кроме того, они могут быть использованы для оформления краеведческого уголка или специального стенда в школьном краеведческом музее. В той местности, где нет специальной метеорологической службы, собранный школьниками материал наблюдений представляет ценность для административных и хозяйственных органов управления.
Система практических работ на местности – необходимое условие обучения географии. Назначение этих работ – закрепление теоретических знаний и формирование географических умений по ориентированию, измерению расстояний, съемки простейшего плана местности, работа с готовым планом и т.д. Эти работы необходимы для показа школьникам практической значимости географии, раскрытия ее роли в повседневной жизни человека.
Обучение географии в средней школе опирается на непосредственные представления учащихся о природе и хозяйственной деятельности человека, получаемые ими в процессе наблюдений.
Географические наблюдения служат 1. источником знаний о природе и хозяйстве, 2. развивают наблюдательность, формируют практические знания и умения.
Наблюдения – это целенаправленное восприятие географических объектов и явлений в соответствующей обстановке (А.Е.Бибик).
К наблюдениям относят опыты – это целенаправленное восприятие географических объектов и явлений в искусственно созданных условиях.
Опыты по содержанию
Качественные Устанавливают основные признаки объекта (теплопроводность, растворимость) |
Количественные Проверяют законы, устанавливают зависимость между свойствами веществ, измеряют величины (твёрдость веществ по шкале Мооса). |
По месту проведения
Классные Домашние Полевые На географической площадке.
По времени
Кратковременные – на урок или его часть,
Долговременные (выращивание кристаллов соли).
По организации
Фронтальные – для всего класса,
Групповые – на закрепление материала,
Индивидуальные – для проверки знаний.
По характеру деятельности
Иллюстративные – результат известен (определение минерала),
Эвристические – даётся тема и план, результат не известен,
Исследовательские – даётся тема и цель, остальное самостоятельно (измерение давления с высотой – 5-этажное здание даёт перепад в 2 мм.).
Организация наблюдений:
постановка цели и задач,
отбор объектов и явлений, подлежащих наблюдению,
выявление сторон наблюдаемых явлений,
установление порядка и последовательности ведения наблюдений,
отбор фактов и их фиксирование,
выделение материалов, подлежащих обобщению,
формулировка результатов, выводов.
Например – ведение календаря погоды, фенологические наблюдения, наблюдения за географическими объектами – рекой, оврагами.
Созерцание окружающей действительности не может обогатить учащихся знаниями. Для этого необходима аналитическая работа, которую организует учитель. С этой целью учащимся даются конкретные задания, проверяется их выполнение, сравниваются данные наблюдения и т. д.
Важно, чтобы учащиеся фиксировали данные в виде записей, схем, рисунков, графиков и использовали на уроке данные наблюдения.
Полезная информация:
Средства физического воспитания: гигиенические факторы, естественные силы
природы, физические упражнения
В системе физического воспитания работа осуществляется при помощи разнообразных средств, воздействующих на организм: - гигиенические факторы (правильный режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, формирование культурно-гигиенических навыков). - естественные силы природы (для закаливания ...
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у дошкольников
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра – это не просто развлечения, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания ...
Диагностика наличия основных показателей к переходу в среднюю
школу у воспитанников учреждения интернатного типа
В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста детского дома-лицея им. Х.М. Совмена (8 человек). В этом детском доме дети живут в группах по 8 человек, и мы работали с детьми одной группой. Мы выделили следующие критерии готовности к переходу в среднюю школу: наличие учебно-позна ...