Наблюдения и опыты, межпредметные связи при обучении географии

Образование и воспитание » Наблюдения и опыты, межпредметные связи при обучении географии

Страница 1

Организация наблюдений и практических работ на местности – особенность обучения географии, необходимое условие, при котором учитель управляет процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники при этом обогащают свой жизненный опыт; у них формируется конкретно-образное, а затем и абстрактное мышление как основа для усвоения теоретических знаний (понятий, связей, закономерностей).

Наблюдения в процессе изучения географии учащиеся начинают вести при изучении начального курса географии. Они включают метеорологические и фенологические наблюдения, результаты которых фиксируются в специальных дневниках. Материалы наблюдений используются в процессе изучения теоретического материала об атмосфере, гидросфере и биосфере. Обработка собранных материалов наблюдений состоит в вычерчивании графиков хода температур, диаграмм облачности, розы ветров, расчетов средних температур и т.д. Накопленные за несколько лет материалы наблюдений за погодой своей местности, сроками замерзания и вскрытия водоемов, началом вегетации растений и др. явлениями служат ценным материалом для проведения практических работ на уроках. Кроме того, они могут быть использованы для оформления краеведческого уголка или специального стенда в школьном краеведческом музее. В той местности, где нет специальной метеорологической службы, собранный школьниками материал наблюдений представляет ценность для административных и хозяйственных органов управления.

Система практических работ на местности – необходимое условие обучения географии. Назначение этих работ – закрепление теоретических знаний и формирование географических умений по ориентированию, измерению расстояний, съемки простейшего плана местности, работа с готовым планом и т.д. Эти работы необходимы для показа школьникам практической значимости географии, раскрытия ее роли в повседневной жизни человека.

Обучение географии в средней школе опирается на непосредственные представления учащихся о природе и хозяйственной деятельности человека, получаемые ими в процессе наблюдений.

Географические наблюдения служат 1. источником знаний о природе и хозяйстве, 2. развивают наблюдательность, формируют практические знания и умения.

Наблюдения – это целенаправленное восприятие географических объектов и явлений в соответствующей обстановке (А.Е.Бибик).

К наблюдениям относят опыты – это целенаправленное восприятие географических объектов и явлений в искусственно созданных условиях.

Опыты по содержанию

Качественные

Устанавливают основные признаки объекта (теплопроводность, растворимость)

 

Количественные

Проверяют законы, устанавливают зависимость между свойствами веществ, измеряют величины (твёрдость веществ по шкале Мооса).

По месту проведения

Классные Домашние Полевые На географической площадке.

По времени

Кратковременные – на урок или его часть,

Долговременные (выращивание кристаллов соли).

По организации

Фронтальные – для всего класса,

Групповые – на закрепление материала,

Индивидуальные – для проверки знаний.

По характеру деятельности

Иллюстративные – результат известен (определение минерала),

Эвристические – даётся тема и план, результат не известен,

Исследовательские – даётся тема и цель, остальное самостоятельно (измерение давления с высотой – 5-этажное здание даёт перепад в 2 мм.).

Организация наблюдений:

постановка цели и задач,

отбор объектов и явлений, подлежащих наблюдению,

выявление сторон наблюдаемых явлений,

установление порядка и последовательности ведения наблюдений,

отбор фактов и их фиксирование,

выделение материалов, подлежащих обобщению,

формулировка результатов, выводов.

Например – ведение календаря погоды, фенологические наблюдения, наблюдения за географическими объектами – рекой, оврагами.

Созерцание окружающей действительности не может обогатить учащихся знаниями. Для этого необходима аналитическая работа, которую организует учитель. С этой целью учащимся даются конкретные задания, проверяется их выполнение, сравниваются данные наблюдения и т. д.

Важно, чтобы учащиеся фиксировали данные в виде записей, схем, рисунков, графиков и использовали на уроке данные наблюдения.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Методические рекомендации для социального педагога направленные на сплочение ученического коллектива
Базовая цель поведения ученика - чувствовать свою причастность к жизни школы - означает "чувствовать свою важность и значимость". Вот как понимает назначение школы Уильям Глассер: "Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы продол ...

Сохранение и забывание
Сохранение – это удержание заученного в памяти, т. е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание – исчезновение, выпадение из памяти, т. е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживание связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные хар ...

Лексико-семантический аспект русской речи черкесов
Если интерференция на фонетическом уровне в русской речи черкесов проявляется в материальных, физических единицах речи, но не ведёт к искажению смысла, то отклонения от лексико-семантических норм русского литературного языка ведут непосредственно к изменению смысла высказывания. Поскольку слово, ка ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru