Приемы выполнения аппликации из бумаги в старшей группе

Образование и воспитание » Обучение аппликации детей старшего дошкольного возраста » Приемы выполнения аппликации из бумаги в старшей группе

Страница 5

Значительную трудность для дошкольников представляет изображение человека. Чтобы облегчить детям решение этой задачи, надо задания усложнять постепенно. Сначала давать задания, которые требуют передачи обобщенных признаков человеческой фигуры: Снеговик, Матрешка, Петрушка. Отвлечение от некоторых деталей и частей направляет внимание ребенка на более правильную передачу строения туловища, определение пропорционального соответствия отдельных элементов. Затем на этой основе можно выполнять аппликации сказочных персонажей: Снегурочки, Василисы Прекрасной и др. В их строении еще следует сохранять некоторые признаки обобщения. Например, не выделяют ноги. Они как бы скрыты длинной шубой Снегурочки или сарафаном Василисы Прекрасной.

В ходе выполнения сказочных аппликаций воспитатель учит детей сгибать заготовку для передачи сначала общего строения фигуры (выделяется голова, руки, расширяющийся книзу длинный подол шубы или плать). Отдельно надо вырезать детали лица, одежды, украшения, используя разный цвет бумаги . По такому же принципу вырезают и другие фигуры. В этих аппликациях изображение человека должно быть достаточно реалистичным. Только детали одежды, головной убор, обувь передают черты сказочности, с которыми дети знакомятся при рассматривании иллюстраций к сказкам.

Изображение реалистических черт человека проследим на примере фигур мальчика и девочки. Их можно выполнить двумя способами. В первом случае вырезают общий контур фигуры из светло-розовой бумаги после ее деления вдоль пополам. На глаз определяют пропорциональное взаимодействие частей. Затем отдельно вырезают и наклеивают детали одежды, части лица, волосы, головной убор, обувь в определенном порядке. Здесь возможны разные варианты оформления аппликаций. Симметричные детали (платья, футболки, рубашки, куртки, шорты, брюки, юбки) выполняют также приемом складывания заготовки пополам. Воспитатель следит за тем, чтобы дети соизмеряли их величину с формой каждой части фигуры, использовали разные цвета. А контуры одинаковых предметов (обувь, гольфы, носки) вырезают, складывая бумагу в два слоя, и затем наклеивают на основную часть.

Детям легче изобразить фигуру человека из отдельных частей. При этом они должны научиться соизмерять их форму, величину, правильно располагать по отношению друг к другу, комбинировать приемы вырезания. Так, детали костюма, его некоторые украшения вырезают приемом симметрии, а руки, ноги, обувь получают парным вырезанием их силуэтов из сложенной вдвое бумаги. Чтобы при наклеивании правильно передать направленность этих частей (в разные стороны), бумагу складывают цветной стороной внутрь.

Умение изображать фигуру человека помогает детям более оригинально выполнять аппликации тематического содержания, сопоставлять фигуры по величине, придавать им разные позы: «Дети веселятся вокруг новогодней елки», «Малыши лепят снежную бабу», «Дети гуляют на лугу, ловят бабочек, собирают растения». Чтобы передать динамику фигур, дошкольники должны научиться трансформировать их, придавать им разные позы, а значит, более гибко, творчески использовать знакомые приемы изображения.

Силуэтное вырезание

Наиболее сложным для дошкольников приемом создания аппликаций является прием вырезания на глаз предметов асимметричного строения с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.) со сложными очертаниями фигур, плавными переходами одной части в другую.

Специфика вырезания на глаз заключается в том, что изображение из бумаги или других материалов производится беспрерывным слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Поэтому этот прием, и получил название силуэтного вырезания.

Искусство силуэта имеет древние корни. Еще первобытный человек обратил внимание на тени, которые появлялись и двигались при свете костра, в лунную ночь или в жаркий, солнечный полдень. Не случайно наскальные рисунки первобытных людей так напоминают тени — силуэты.

Методика обучения детей дошкольного возраста силуэтному вырезанию в аппликации подробно разработана И. Л. Гусаровой. Автор рекомендует строить обучение на основе тщательного анализа строения фигур, выделения взаимосвязи их частей, а также с помощью показа приемов изображения во взаимодействии с точными словесными описаниями каждого совершаемого движения ножницами. При выполнении задания детям предлагается повторить прием за воспитателем, варьируя в аппликации величину и количество фигур (работы типа «Аквариум», «Утка с утятами», «Зайчиха с зайчатами», «Лиса с лисятами» и т. д.). Такой процесс позволяет упражнять и совершенствовать движения рук в ходе создания силуэта, отбирать для наклеивания наиболее удачные вырезки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Адаптация человека в обществе
Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное с ...

Основные положения Конвенции
Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п. В соответствии с этими принципами: 1. Ребенок имеет право на жизнь и ...

Характеристика методик обучения английскому языку на начальном этапе
Формирование навыков произношения с первых уроков должно идти в условиях реального общения или как можно точнее имитировать эти условия. Другими словами, учащиеся должны "не готовиться к речи, как предусмотрено устными вводными курсами, а начинать обучение сразу". Создать реальную обстано ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru