Педагогические идеи мыслителей казахской степи: Коркут, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ахмед Югнаки

Образование и воспитание » История развития школы и педагогической мысли в Казахстане » Педагогические идеи мыслителей казахской степи: Коркут, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ахмед Югнаки

Страница 2

Выдающийся литературный источник средневековья "Кудатгу билиг" Юсуфа Баласугунского, представителя "мусульманского Ренессанса", в настоящее время становится объектом социально-педагогического осмысления. Название поэмы переводится с тюркского как "Наука быть счастливым". Основные положения произведения - о силе Разума, пользе Знания, значении Науки в развитии человеческого общества.

В выборе жанра своей поэмы Юсуф Баласугуни придерживается традиционного и довольно широко применяемого в средневековье дидактического стиля повествования. Сочинения такого направления были характерны для древних народов Египта, Индии; использовались в арабской и персидской литературе.

В основе нравственных позиций и взглядов Юсуфа Баласугуни находится разум и на этой основе поэт утверждает, что " в жизни нет проблемы непосильной для разума. Только с помощью хорошо и умно сказанного слова, человек заслужит к себе уважение". Главным условием нормального существования человеческого общества автор считает "верховенство закона". Справедливость и закон несут в себе образы главных героев поэмы. Правитель Кунтуды олицетворяет именно ту законность, которая должна восторжествовать в человеческом сознании. И как следствие этого, на землю ступает Счастье, слившееся с образом визиря Айтолды.

Педагогическая тематика "Кутатгу билиг" является ключевой в каждой сюжетной сцене разговора, беседы, диалога. Идея всечеловечности, гуманизма пронизывает поэму. "Ум-это божественный дар. Но личное совершенство человека безусловно," - считает поэт. "Знание - дорога к счастью, " - такова ключевая позиция Юсуфа Баласугуни. Он выделяет шесть качеств, которые лишают человека жизненного счастья. Это пустословие, сквернословие, отказ от сказанного, пристрастие к вину, пересуды, безнравственные поступки. Вся мировоззренческая позиция Баласугуни сосредоточена на четырех принципах: справедливость, счастье, ум, воздержанность. По мнению поэта, для того, чтобы каждый был образованным, просвещенным, нужно учиться. В основе богатства, материального достатка лежит труд, профессия, честность. Немаловажное значение он придает природе, социальной среде. Особую актуальность приобретают мысли о воспитании детей в своей семье, в окружении родительской любви и ласки. Поэт больше всего ценит молодость, которая не должна, по его мнению, пройти беззаботно и бесцельно. Формулу счастья он посвящает этому возрастному периоду. В произведении представлена общественная жизнь Караханидского государства, показаны нравы двора и феодально-клерикальной знати, затрагивается вопрос социального устройства города и деревни. Примечательна связь поэмы с народным творчеством, в ней большое место занимают пословицы и поговорки.

Высекая мудрым "звуком" каждую свою идею, Баласугуни выступает в роли великого художника слова. Сила его слов в его философии, гуманности и педагогичности: "Всеведущий создал язык твой толковым, храни свою голову, властвующую над словом!" - восклицает он.

В последнее время вопросы национальной педагогики чаще стали учитываться при решении практических задач, связанных не только с традициями, обычаями казахского народа, его культурой, языковыми проблемами, нравственно-духовными ценностями. Это связано, помимо других обстоятельств с принятием Декларации о суверенитете республики, провозглашением ее независимости. Идеи суверенитета республики стали пронизывать почти все формы экономической, политической и идеологической жизни современного общества. Народная педагогика ставит задачу показать особенности менталитета, своеобразие языка, идущие из глубины веков народные методы обучения и воспитания. Недаром говорят: "Если хочешь узнать чужой народ, изучи его обычаи и традиции". Это позволяет сделать вывод, что изучение идей народной педагогики в развитии образования и в творчестве казахских просветителей на современном этапе актуально.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы научно-педагогического исследования: общие для всех наук исторический и логический методы исследования, а также специфические методы, характерные для педагогики и образования: теоретический анализ историко-педагогической, мемуарной и документальной литературы; сравнительно-исторический анализ источников, систематизация и классификация теоретических взглядов различных педагогов, направлений и течений народной педагогики; историко-структурный подход, выявляющий системообразующие компоненты изучаемых направлений и течений.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Семейное и общественное воспитание
Современная культура создаёт обширный круг лиц, не умеющих воспитывать своих детей в семье, например, такие люди как фабричные рабочие. Они уходят на работу каждый день и взывают к обществу о помощи в воспитании, так как часто им бывает некого оставить на воспитании своих детей. В таком же положени ...

Общая характеристика семейного досуга как сферы жизнедеятельности семьи
Испокон веков подавляющая часть человечества, уделом которой был тяжёлый, изнуряющий труд, жила мечтами об отдыхе, отождествляя его с праздностью. В наши дни о свободном, то есть свободном от обязательной деятельности, времени говорят все. О нём пишут в газетах и журналах, ведут передачи по радио и ...

Лексико-семантический аспект русской речи черкесов
Если интерференция на фонетическом уровне в русской речи черкесов проявляется в материальных, физических единицах речи, но не ведёт к искажению смысла, то отклонения от лексико-семантических норм русского литературного языка ведут непосредственно к изменению смысла высказывания. Поскольку слово, ка ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru