Педагогические идеи мыслителей казахской степи: Коркут, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ахмед Югнаки

Образование и воспитание » История развития школы и педагогической мысли в Казахстане » Педагогические идеи мыслителей казахской степи: Коркут, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ахмед Югнаки

Страница 1

Истоки педагогической мысли казахского народа уходят в древность, в народные предания и легенды. Начало духовной жизни и культуры народов складывалось веками, воспроизводя и закрепляя в традициях мировосприятие человека, его мышление, образ жизни, поведение. Со временем изменялись представления, религиозные чувства, постепенно происходил процесс выделения личного сознания из полисного. Идеальные герои наделялись полубожественным-полуземным происхождением, воодушевляя людей на подвиги, даруя силы физические и интеллектуальные, формируя ценностное отношение человека к миру и самому себе (представление об истине, добре, красоте, справедливости и т.д.).

Наиболее известным среди казахов является народное предание о Коркуте. По мнению великого ученого казахского народа Ч. Валиханова, Коркыт не только первый баксы (шаман), но к тому же и первый сказитель. В одном казахском предании говорится: "… в незапамятные времена, когда люди еще не умели петь, песня пролетала над землёй. Тем народом, над которыми она низко пролетала, досталась больше песенных мотивов и мелодий. Над казахской степью песня почти стелилась, и поэтому казахи - лучшие певцы в мире". И зачинателем этого искусства был Коркут.

"Книга моего деда Коркута" на языке племен "огузов" представляет единственный письменный памятник средневекового эпоса тюркоязычных народов.

Как мудрецу и учителю народа, Коркуту приписываются изречения народной мудрости - пословицы. Пословицы охватывают различные стороны народного быта и мировоззрения и объединяются между собой по принципу параллелизма. Стар и млад, счастливый и несчастный обращались к Коркуту, находя у него ответы и избавление от жизненных невзгод, мир и покой в душе и в сердце.

И сегодня изречения Коркута воспринимаются как пословицы и поговорки, сконцентрировавшие в себе народную мудрость: "Вода, закипев, не выйдет из берегов", "Кровный враг не будет другом", "Из старой ваты нить не совьешь" и многие другие.

Коркут обладает даром предвидения будущего. Как отмечает академик В.В. Бартольд, по мнению Коркута наступит время, до которого он (т.е. Коркут - И.А.) не желал бы дожить, когда родители не будут жалеть детей, дети не будут почитать родителей, когда сын будет говорить в присутствии отца, дочь будет отдавать приказания в присутствии матери. В сказаниях Коркута выражены наиболее древние мировоззренческие ориентиры казахов, их понимание мироздания, особенности сознания, в основе которого было жизнелюбие, близость к природному началу. Будучи мудрецом и учителем народа, Коркут в огузском эпосе также является певцом-сказителем, рассказывающем о подвигах огузских богатырей. Он выступает во многих песнях огузского цикла в качестве советника или помощника хана и его богатырей. Например, он благославляет меч, которым опоясывается Бекиль, выезжающий по повелению хана охранять границы огузов.

Создатель первого смычкового инструмента - кобыза, одаренный музыкант, поэт-импровизатор, мудрый советник ханов, полководцев-батыров, шаман-провидец, был защитником простого народа, противопоставившим жизненным невзгодам, злу и насилию свое искусство. Коркут вложил душу в созданные им мелодии, которые пленили и завораживали потомков. По выражению М.О. Ауэзова "…мелодии Коркута, и созданный им кобыз, пошли странствовать по земле, а имя Коркута осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей".

Важным источником изучения древнетюркской культуры, просвещения, литературы, является "Словарь тюркских наречий", составленный в 1072-1077 гг. на арабском языке тюрком по происхождению, филологом Махмудом Кашгари. Полное имя автора Махмуд ибн Хусейн ибн Мухаммед. Место его рождения - Кашгар (Восточный Туркестан). Книга составлена в алфавитном порядке, содержит много пословиц, поговорок, стихов и отрывков из прозы. "Я облегчил трудное, разъяснил неясное и трудился годами… Я рассыпал в нем примеры из читаемых ими /тюрками/ стихов для того, чтобы ознакомить /читателя/ с их опытом и знаниями, а также пословицы, которые они употребляют в качестве мудрых изречений в дни счастья и несчастья, с тем, чтобы сказитель передавал их передатчику, а он - другим", - так писал Кашгари про свой труд. Словарь Махмуда Кашгари донёс до наших дней фрагменты героического эпоса, судя по которым можно ясно представить себе религиозные расхождения древних тюрков, что было связано с частичным принятием ислама. Герои Махмуда Кашгари мужественны и бесстрашны, щедры и гостеприимны. Его мудрые изречения о добре, гордости, справедливости имеют большое воспитательное значение. Книга Кашгари представляет собой тюркскую энциклопедию в полном смысле этого слова. В нем собран, обобщен обширный историко-культурный материал - лингвистический, исторический, этнографический, запечатлевший этические ценности и нормы поведения, специфическое мировосприятие, выработанное тюркскими народами на рубеже Х-Х1 вв.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Закономерности и особенности развития рефлексивных способностей в младшем школьном возрасте
В контексте возрастной психологии разрабатываются онтогенетические аспекты изучения рефлексии. Большинство авторов Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др. считают рефлексию новообразованием младшего школьного возраста. Ряд авторов, в том числе Ж. Пиаже, В.С. Мухина, периодизацию онтоге ...

Программа формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников в ДОУ
Пояснительная записка Человек, его культура и деятельность в той мере, в какой они имеют ценность для человечества, полностью зависит от его здоровья. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложено в детстве. По статистике, в последние годы численность практически здоровых дош ...

Учебное исследование в структуре познавательной деятельности школьников
В настоящий момент особенно остро встает вопрос подготовки ученика, стремящегося действовать самостоятельно, за рамками требований учителя, не ограничивающего сферу своих интересов и активного исследования предлагаемым ему учебным материалом, умеющего представлять и аргументировано отстаивать свое ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru