Программно-целевое моделирование содержания образования на уровне предмета: от содержания курса к содержанию темы и урока

Образование и воспитание » Программно-целевое моделирование содержания образования на уровне предмета: от содержания курса к содержанию темы и урока

Страница 5

На основе карты можно создавать индивидуальные маршруты обучения одаренных детей, разрабатывать систему работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. Карта позволяет учащимся видеть изучаемую тему целостно и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями. На основе карт учащиеся могут вести тетради самоконтроля, в которых фиксируется самооценка своих результатов.

По вертикали каждое занятие представляет собой общую модель занятия. Проектирование занятия начинается с процесса целеполагания. Так как анализ программ и учебника же проведен, цели урока определены, учителю остается расчленить цели урока на задачи этапов урока. Наиболее разработанным методом целеполагания является система процедур формирования “древа целей”: последовательной декомпозиции главной цели на подцели. Содержание главной цели должно быть развернуто в иерархическую структуру подцелей (образовательных задач). Далее учитель определяет способы их достижения, которые осуществляются путем отбора содержания учебного материала (СУМ), методов обучения (МО), форм организации деятельности учащихся (ФОД), описания планируемых результатов (ПР).

Чтобы выбор был оптимальным, необходимо оценить конкретные условия обучения (степень подготовленности учащихся, их возрастные особенности, имеющиеся методические средства); продумать, какие приемы учебной работы и на каком уровне необходимо освоить ученику, чтобы овладеть определенными умениями; как используемые на уроке знания и умения повлияют на творческое развитие каждой конкретной личности; какие учебные ситуации будут способствовать такому развитию; каким эмоционально-ценностным ориентирам в развитии личностных качеств учащихся будет способствовать учебный материал, замысел построения его, выбор форм общения, методов и средств обучения; какой вклад должен внести конкретный урок в научное восприятие школьниками окружающего мира, развитие этических, эстетических, нравственных и других сторон личности ученика?

Процесс конструирования учебного занятия в общем виде можно представить как установление связей между этапами в структуре учебного занятия (связи по вертикали) и связей внутри каждого этапа (связи по горизонтали) (схема 4).

Таким образом, моделирование позволит каждому учителю с особенной тщательностью подготовиться к предстоящему учебному году, будет способствовать достижению оптимальных результатов в профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Полезная информация:

Показатели готовности к обучению в средней школе
Каковы же показатели готовности учащихся начальной школы к переходу в среднее звено обучения? На основе анализа литературы, а также на основе результатов, проведенного нами опроса среди учителей средних классов можно выделить следующие компоненты в содержании понятия "готовность к обучению в с ...

Содержание опытно-экспериментальной работы и констатирующий этап исследования
Для изучения проблемы формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста нами был проведен теоретический анализ литературы, который показал, театрализованные игры являются важнейшим средством формирования выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. Процесс формирования выраз ...

Описание хода игры
Из состава академической группы формируются команды по 4 – 5 человек. Выдается задание на игровую деятельность и ставится конечная цель. Участников игровой деятельности знакомят с правилами ее проведения. Излагаются требования к проведению игровой деятельности. Игровая деятельность делится на этапы ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru